Анализ и синтез суггестивного текста

1С:Бухгалтерия 8 и М.Ю. Лермонтов

Анализ и синтез убеждающего сообщения

Из цикла «Мировая культура глазами предпринимателя»

Один из навыков, необходимых современному предпринимателю – умение генерировать сообщения, с помощью которых можно убедить собеседника. И тем – побудить его к определенным действиям. Персонал – к тому, чтобы продуктивно работать, клиентов – к заключению сделок. Налогового инспектора – впрочем, нечего и говорить про инспектора.

Для того чтобы научиться чему ни будь, иногда бывает полезно понять, как достигают высоких результатов мастера своего дела. В данном случае речь идет о мастерах слова. Каждый, кто хоть раз был взволнован стихом, согласится, что, такие мастера есть. Например, М.Ю. Лермонтов. Умел он, судя по всему, так подобрать и расставить слова, что читатель, в том числе и современный, неизбежно и даже с удовольствием, поддается их воздействию. А если стихи действительно «задевают», то в них можно отыскать ответ на самый важный в данный момент вопрос. Нас сейчас интересует структура убеждающего высказывания.

Обратимся к знакомому со школьной поры стихотворению, обладающему, на наш взгляд, высочайшей степенью убедительности и опишем его структуру так, как она нам видится сквозь призму занимающих нас проблем.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Перед нами — исследование некоей ситуации, попытка разобраться в ее причинах. Что, собственно, делает этот парус в тумане в одиночестве? Что привело его к такому положению? Навык подобного разбирательства просто необходим каждому, кто собирается принимать участие в современном бизнесе. И это еще один аргумент в пользу настоящей поэзии.

Итак, первые две строки посвящены описанию ситуации в целом, без подробностей. Автор, очевидно, наблюдает картину издалека: парус смутно белеет, да ещё в тумане. Перед ним нечто белое на голубом фоне, не более.

После общего описания высказывается гипотеза о причине сложившегося положения. В данном случае, предполагается одно из двух: либо парус, он же лирический герой стихотворения, стремится к некоей цели, либо избегает каких–то проблем.

Второе четверостишие начинается с рассмотрения ситуации вблизи. Действительно, издалека не услышишь свиста ветра и скрипа мачты. Подробность описания подразумевает сосредоточение на одном из аспектов происходящего, например, только на том, что слышно, на звуках. Иначе можно просто увязнуть в подробностях. Результат такого подхода — вывод, опровергающий первоначальную гипотезу, к которой и обращено горькое «Увы». Выясняется, что ничего наш парус не ищет и ни от чего особенно не скрывается.

Исследование, меж тем, продолжается. Автор обращает теперь внимание на то, что можно увидеть, на форму и цвет. В поле его зрения попадают: внизу — светло лазоревая струя, вверху — золотой луч. Эта информация, вернее – образы, позволяют сформулировать окончательный вывод: не цели ищет парус, а состояния, именно – бури. Потому что он – мятежный. Причина происходящего находится не вне, а внутри героя, она определяется его собственными свойствами. Мятежному свойственна буря.

Последняя строчка стихотворения – оценка полученного вывода. Слова «как будто» можно расценить как иронию по отношению к «парусу». Мол, мы-то понимаем, что в буре покоя нет, а он, понапрасну ищет. Но можно эти слова понять и так, что мятежный парус ищет бури точно так же как кто-то другой, безмятежный, покоя ищет. Буря для нашего героя то же, что для другого – покой. И разница между покоем и бурей заключается не в характеристиках их, а в качествах ищущих.

Таким образом, данное сообщение, обладающее бесспорно сильным воздействием, состоит из 5 частей, которые, к тому же, можно рассматривать как некие последовательные шаги по исследованию ситуаций вообще.

  1. Описание ситуации в целом, без подробностей
  2. Высказывание рабочей гипотезы.
  3. Ситуация рассматривается изнутри в каком-то одном аспекте и делаются первоначальные выводы. Они сравниваются с рабочей гипотезой.
  4. Внимание снова обращается на подробности ситуации, но уже в другом аспекте, формулируются окончательные выводы.
  5. Производится оценка полученных результатов.

А теперь от анализа, выявления структуры текста, перейдем к синтезу: реализуем данную структуру в новом контексте. Предположим, что речь идет о современной компьютерной программе, предназначенной для ведения учета на предприятиях всех форм собственности и видов деятельности 1С:Бухгалтерия 8.

Куда бухгалтер одинокий
Спешит, таинственен и тих?
Он хочет заплатить налоги
Или скрывается от них?
Шуршит бумажник с черным налом,
Играет «Мурку» телефон.
Увы, он честен даже в малом,
Хотя достаточно умен.
Вокруг него сияет осень,
Внутри, как водится, сто грамм.
Он просто любит цифру восемь.
Как будто нет других программ!

Нисколько не претендуя на художественную значимость предложенного варианта, предлагаем читателям обнаружить в этом стихотворении рассмотренную выше пяти частную структуру. А появится желание – применить ее при составлении своих убеждающих текстов.

Творческих всем успехов!

 

 

категория: Семинары, тренинги, консультации, Литература и философия глазами предпринимателя, Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: поэзия, искусство, психология, литература;

 

 

5 мая 2008

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика