Бизнес как художественный текст

Статья предназначена, в первую очередь, для предпринимателей, которые, в основном – прагматики, т.е. рассматривают любые идеи с точки зрения практического применения, рассуждая в духе кота Матроскина: хорошая идея должна пользу приносить. Поэтому зададимся конкретными вопросами: почему полезно изучение текстов художественных произведений? какие свойства этих текстов и какие свойства бизнеса позволяют относиться к обоим явлениям аналогично? почему полезно воспринимать бизнес так же, как мы воспринимаем тексты художественных произведений?

Определение понятий

«Художественным текстом» станем называть не только текст письменный или устный, но и всю совокупность явлений, способную оказывать художественное воздействие на того, кто способен ее воспринять как совокупность явлений. Действительно, что только не оказывает на нас этого самого воздействия: и книга и музыка и спектакль и вид из окна и эти глаза напротив, не говоря уже о ПБУ 18 и налоговый кодекс. Впрочем, как обычно, выбор за нами: говоря языком гештальтпсихологии, что считать фигурой, а что фоном – личное дело каждого. К гештальту мы еще вернемся, а пока будем исходить из того, что слова «художественное воздействие» не нуждаются в пояснениях.

Собственно, отказ от дальнейших пояснений и есть одно из многочисленных свойств текста. А каждое свойство, в свою очередь, можно представить как некий инструмент, настраивая который и играя на котором, можно добиться нужного звучания всего оркестра. Например, мы даем задание своему сотруднику или рассказываем клиенту о предлагаемом продукте. В обоих случаях уровень детализации текста определяется нашими представлениями об ожидаемых разъяснениях. Т.е. мы исходим из того, что сотрудник и клиент знают достаточно, чтобы самостоятельно восполнить неизбежные пробелы нашего текста. Ошибившись в своих представлениях, мы можем вызвать либо недоумение, когда наш собеседник просто не понимает о чем идет речь, либо раздражение и даже обиду, если он считает, что мы принимаем его за недоумка. Поэтому в подобных ситуациях, стоит задать себе несколько вопросов : из каких своих представлений о познаниях собеседника я исхожу в данной ситуации? что он может подумать на основании этого текста о моих представлениях касательно его умственных способностей? имеет ли для меня значение, что он думает по этому поводу, т.е. по поводу моих представлений о нем?

Свобода выбора  и игра

Такой подход подразумевает, что обе стороны имеют возможность выбирать. Можно даже сказать, что они обречены на выбор. Читатель выбирает и гадает, что же будет дальше, а выбор повествователя – оставить за читателем право домыслить продолжение или лишить его этого права или даже ввести читателя в заблуждение или неведение. Т.е наш выбор заключается в том, даем ли мы возможность читателю самостоятельно придти к неким выводам, формулируем ли мы выводы сами или, наконец, оставляем читателя наедине с полной свободой выбора. Тем, кто занимается обучением персонала, или непосредственной работой с клиентом, хорошо известно, что лучше всего усваиваются знания, полученные в результате самостоятельных размышлений, а наиболее убедительными клиенту представляются те выводы, к которым клиент приходит сам. Хотя бывают и такие ситуации, когда необходимо сообщить готовое решение или наоборот, оставить вопрос нерешенным до лучших времен. Это, опять, же , свойства текста, которые желательно уметь контролировать или, пользуясь метафорой оркестра, на которых надо уметь играть.

Игра заключается в том, что при должном навыке, мы можем различными способами изменять различные свойства текста, т.е использовать художественные приемы, стиль, тем самым формируя образ нашего образцового читателя, того, на кого, в идеале, и рассчитан наш текст. Другими словами, стиль – это подробная инструкция для образцового читателя, это набор требований к его интеллектуальной конфигурации. А теперь спросим себя: является ли бизнес творческой деятельностью? Зависят ли наши финансовые результаты от того впечатления, которое мы производим на тех, кто оплачивает или должен, по нашему предположению, оплачивать предлагаемые нами товары и услуги, т.е. клиентов? Важно ли для нас выстроить свой бизнес так, чтобы он производил определенное впечатление на определенных людей? Если на все эти вопросы мы отвечаем Да, то размышляя над тем, каков характер взаимодействия текста и читателя, какими средствами пользуется автор, создавая текст с заданными свойствами и каковы, собственно, эти свойства, мы, тем самым, тренируем, столь необходимый для ведения бизнеса, навык генерации и восприятия целесообразных т.е сообразных целям, структур. И художественный шедевр представляется привлекательным примером творческого применения таких структур , полезным, в том числе, именно за счет своей привлекательности.

Структуру художественного шедевра — в бизнес!

Само понятие структуры подразумевает независимость ее от контекста, в котором эта структура проявляется. Это позволяет транспонировать идеи, смысл и свойства текста художественных произведений в контекст бизнеса подобно тому, как мелодия транспонируется из одной тональности в другую. Заменим слова «автор», «текст», «читатель», соответственно, на «предприниматель», «бизнес», «клиент». А точнее – добавим одни к другим. Получится приблизительно следующее.

То, как мы ведем свой бизнес, представляет собой набор требований к нашему клиенту, т.е. моделирует его образ. Короткое слово «ведём» включает в себя бесконечное количество свойств, аспектов, атрибутов, мелочей, которые и образуют наш неповторимый стиль. Он поневоле неповторим, как неповторимы тексты на одну и ту же тему.  В этом смысле все компании клиенториентированы, т.е. ориентированы на свой тип клиента. Вопрос только в том, существуют ли такие типы, а если существуют, то как им дать знать о себе. Естественно, способ, которым мы будем давать им это знать, представляет собой просто декларацию наших представлениях о них. Создание стиля -  дело творческое, т.е. совмещающее в себе технологическую, профессиональную, контролируемую, измеримую составляющую и то, что неизмеримо, не поддается формулировке,  а определяется лишь талантом и человеческими качествами автора, а, точнее, творческого коллектива. В этом и заключена тайна творчества: вроде и правила все известны, и в то же время еще кое-что требуется, кроме правил, для создания настоящего текста. А где тайна – там и шанс!

Стоит только помнить, что текст обладает двусторонним творческим действием: клиент, по мере усвоения инструкции, заложенной в стиле ведения бизнеса, принимая правила нашей игры, сам создает образ того, кто эти правила придумал, т.е. образцового автора. Другими словами, предприниматель и клиент в результате совместной творческой деятельности, один – задавая правила игры, другой – принимая эти правила, взаимно обуславливают друг друга. Текст существует лишь в той мере, в какой существует образцовый читатель, который его читает. Так же и бизнес существует в той мере, в какой его в состоянии воспринять клиент. Бизнес существует на фоне клиента, создавая его профиль, подобно тому как любая фигура существует лишь относительно окружающего ее фона. И тут самое время вспомнить о гештальтпсихологии. Обратимся к ней,  как к тексту, посвященному творческому взаимодействию частей, образующих единое целое.

Наш друг — гештальт

Согласимся, вряд ли найдется тот, кто в состоянии управлять всеми своими свойствами и проявлениями. Просто потому, что внимание останавливается лишь на том, что в данный момент человеку интересно. Это и есть фигура, которая существует на некоем фоне. Если вы хотите пить, то стакан воды среди любимых блюд, покажется фигурой на фоне пищи, а голодному бросится в глаза еда. Поэтому так важно ясно представлять себе, что для клиента в данный момент представляет наибольший интерес. Желательно, что бы это было именно то, что нам нужно. А это, безусловно, художественная задача: представить картину и создать ее, пользуясь набором красок. Для своего решения она требует творческого состояния, когда полный контроль над ситуацией сочетается с неосознаваемой спонтанностью. Частный случай создания такой картины – так называемое, выявление потребностей во время продажи, когда в результате совместного творчества продавца и покупателя, процесс выявления потребностей становится неотличим от процесса их формирования.

Для того, чтобы контролировать ситуацию и получать удовольствие от этого контроля, гальштат-подход предлагает сосредоточить свое внимание не на том, ЧТО, а на том, КАК  происходит событие «здесь  и сейчас». Отказ от рефлексии, от вопросов, связанных с возможными причинами и последствиями происходящего, открывает наши творческие способности к наблюдению и описанию самой ситуации, т.е. тех частностей и мелочей, которые и создают общую картину. В гештальтпсихологии это называется осознанием происходящего. Как произносится то, что говорится, с каким выражением лица, тоном голоса, с какой жестикуляцией, с каким эмоциональными реакциями, и с какими оговорками, с уважением, или неуважением к другому человеку – все эти «мелочи»  и определяют стиль коммуникации.  Именно стиль делает текст художественным, устанавливая двустороннюю связь между  автором и читателем, предпринимателем и его собеседником. Процесс описания происходящего делает нас невозмутимыми свободными творцами. Ситуация становится декорацией для нашей игры, а не внешними обстоятельствами, которые определяют наше поведение. Пример продуктивности такого подхода – работа с рассерженным клиентом, когда основная задача – сохранить невозмутимую доброжелательность, преодолеть искушение ввязаться в спор, дать отпор, сказать что-нибудь «в лицо».

Колесо наслаждения

Одним из условий успешного ведения бизнеса есть отношение участников к процессу. Его можно описать словами «приверженность» или даже «страсть». Это относится как к руководителям, принимающим управленческие решения, так и к персоналу, выполняющему свои обязанности. Ведь если мне нравится то, что я делаю, я смогу делать это хорошо, а радость от того, что я сделал это хорошо еще больше увеличивает удовольствие от того, что я делаю. Так замыкается колесо наслаждения работой, которое позволяет сильно сэкономить на борьбе за дисциплину  и повышение компетентности персонала. Осознание необходимости непрерывного самообразования  становится в этом случае потребностью, удовлетворение которой – необходимое условие продуктивной работы.

Человеческие качества руководителей и персонала, отношение их к работе и к окружающим — это сегодня  практический  инструмент достижения бизнес-целей, мощное оружие в конкурентной борьбе. Поэтому такое значение имеет то, что можно назвать стилем работы, то есть  текста, который создается и читается в каждую минуту хозяйственной деятельности. Определение этого стиля становится решающим и  при подборе персонала. При этом подразумевается, что первой  должна  определиться сама с собой принимающая сторона.

От Сократа к Коллинзу

И тут возникает вопрос о самоопределении как таковом. По этому поводу рекомендации экспертов гештальтпсихологии практически совпадают с мнением специалистов по анализу художественных текстов и философа Сократа . Не откажем себе в удовольствии привести их прямо здесь и сейчас.

«Имеются два пункта, являющихся для гештальта исключительно важными. Один из них состоит в том, что вы уже знаете все, что нужно для того, чтобы вести удовлетворяющую вас, счастливую, деятельную жизнь». (Фриц Перлз, психолог)

«Получается, что в человеке, который не знает чего-то, живут верные мнения о том, чего он не знает? … А теперь эти мнения зашевелились в нем, словно сны. …А поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, не все ли время будет сведущей его душа?» (Сократ, философ)

«…чтобы стать хорошим читателем, необходимо стать хорошим писателем. Это крайнее выражение великолепно передает нерасторжимую диалектическую связь меду автором и образцовым читателем. В этой диалектике нам надлежит следовать наставлению дельфийского оракула: познай самого себя. А поскольку, как напоминает нам Гераклит, «Бог, чей оракул в Дельфах, не говорит и не скрывает, но указывает знаками», то познание себя безгранично ибо принимает форму бесконечных вопросов» (Умберто Эко, семиотик).

Добавим, что слова «Познай самого себя» взяты эпиграфом к центральной главе книги Джима Коллинза «От хорошего к великому». В ней говорится о том, что для достижения великих результатов важно относится со страстью к тому, что ты делаешь. Для этого требуется однозначно ответить «Да» на вопрос: мое ли это дело, которым я занимаюсь? Что, в свою очередь, предполагает ответ на другой вопрос «Какое оно – мое?». Собственно, рекомендаций специалистов по этому поводу  две:

1. Спрашивай себя о себе. Этот процесс столь же необходим, сколь и бесконечен.
2. В тебе есть все, что тебе действительно надо.

Бизнес — это мир, в котором есть смысл

В заключение – еще два соображения в пользу того, что читать художественные произведения и относиться к бизнесу как к художественному тексту — полезно для предпринимателя. Первое связано с тем, что мир художественного произведения как и мир бизнеса, несмотря на бесконечность своих свойств, все же имеет определенные очертания. Это значит, что изучая эти миры, постигая их стиль, а вместе с этим и самих себя, мы можем ограничить количество обращенных к себе вопросов и узнать о себе нечто определенное, хотя бы как читатели. Реальный мир гораздо менее подходит для этой задачи, ввиду нашего неведения о его бесконечности и ограниченности. И еще одно. Отношение к бизнесу как к художественному тексту, удовлетворяет нашу потребность в обретении смысла происходящего. Ведь смысл может быть обнаружен лишь при допущении, что кто то его в этот текст вложил. По отношению к нашему бизнесу мы можем знать это наверняка. Чего нельзя никак сказать про остальной мир.





 

 

 

категория: Семинары, тренинги, консультации, Литература и философия глазами предпринимателя, Статьи;

 

 

13 августа 2017

 

 

 

 

Яндекс.Метрика