Ганс Христиан Андерсен: сказки и истории времен интернета

Кто не любит сказок и историй! Можно сказать, что каждый человек, сам себе Ганс Христиан Андерсен. Даже тот, кто никогда его не читал, все равно, сам того не ведая, пишет свою историю и рассказывает окружающим свои сказки, в которых обычная колбасная палочка легко превращается в волшебный жезл, гадкий утенок – в прекрасного лебедя, а любящая русалка – в морскую пену.

Рано или поздно, мы задаемся вопросами , на которые отвечали уже много раз другие люди. Опыт накоплен большой, но от этого не легче — ответственность за свои ответы каждый несет лично. Поэтому без сказок и историй никак не обойтись. Ведь они помогают нам думать, учиться и творить. Думать над книгами великих писателей, учиться, то есть делать выводы из того, о чем думали, и, наконец, творить самим – свои сказки, свои истории, свою жизнь. Перелистаем же снова страницы, что уже второе столетие будят мысль и воображение и детей и взрослых.

Любовь и разлука
«И я его тоже очень полюбила, ведь истинная любовь должна быть взаимной».
«Суп из колбасной палочки».

Маленькая мышь из сказки «Суп из колбасной палочки» желает истинной любви. И ей известно, что любовь должна быть взаимной. Не каждый человек может похвастать таким желанием и таким знанием. Один довольствуется легким увлечением, другой принимает за истинную любовь животную страсть, третий вообще считает нежные чувства глупостью. Осужденный за неосторожные слова узник, делится с мышкой хлебом и водой, угощает ее сыром и колбасой, но, главное, ей разрешается бегать по его рукам, залезать в рукава и карабкаться по бороде. Доверие дороже сыра, если, конечно, речь идет об истинной любви.

Правда, узника вскоре уводят навсегда, и мышка снова остается одна. Такое случается нередко, и в сказках Андерсена и в жизни, хотя попробуй, отличи одно от другого. Конечно, обстоятельства, при которых любящая пара вынуждена расстаться, бывают разными. Стойкий оловянный солдатик, молча сгорает в пламени печки, в котором исчезает и прелестная бумажная танцовщица. Другому влюбленному, некоему юноше из сказки «Эльф розового куста», коварный брат его любимой девушки просто отрезает голову. Отважный моряк Юрген в истории «На дюнах», не сумев вытащить из воды свою невесту Клару, сходит с ума и тоже умирает. А ведь не будь солдатик столь стоек, юноша влюблен, а Юрген благороден, жили бы еще долго, весь все они были молоды и полны сил. Но герои сказок и историй Ганса Христиана Андерсена демонстрируют истинные, а не вымышленные чувства. А за стремление к истине приходится быть готовым заплатить настоящую цену.

Жизнь и смерть
«В пустой череп пробралась пестрая ящерица и шмыгала взад и вперед через пустые глазные впадины».
«Психея»

Череп, в глазницах которого шныряла пестрая ящерица, принадлежал монаху, проведшему долгие годы в монастыре, вдали от шумной жизни. А когда-то, в молодости, он был ваятелем, талантливым художником, мечтающим создать шедевр, достойный величайших мастеров. И это ему удалось! Вдохновленный любовью, он создал прекрасную мраморную скульптуру. Но, увы, чувства его были отвергнуты, страдания безмерны и, в конце концов, он оказался в монастыре. Желанный покой был обретен, но перед самой смертью, его снова одолели сомнения, не предал ли он свой талант, не зря ли загубил свою жизнь. Она, впрочем, окончилась, даже череп художника и монаха обратился в прах. Осталась скульптура, имя автора которой давно было забыто, как и его страдания, упования и слабости. Остался результат его стремлений, воплощение дара, таившегося в нем. Не всякому дано быть художником, но всем придется умереть. И после каждого останется результат его стремлений, низких или высоких. И пока человек жив, ему придется выбирать к чему же следует стремиться.

А смерть, как говаривал колокольный сторож Оле из «Дня переезда», это кондуктор, директор великой сберегательной кассы человечества. Наши поступки за всю жизнь составляют наш личный вклад в эту кассу. И когда приедет дилижанс, чтобы отправить нас в страну вечности, мы получим в бесконечную дорогу то или другое самое характерное свое деяние. Кому-то это будет приятно, а кому-то ужасно. Так считал старый сторож. Можно, конечно, с ним не согласиться. В конце концов, когда ни будь мы непременно узнаем, насколько Оле был прав. А пока можно почитать сказки и истории Ганса Христиана Андерсена.

Воображение и действительность
«Черпай мысли откуда хочешь – из трав и злаков земных, из стоячих и текущих вод».
«Что можно придумать».

Совет старой знахарки, обращенный к несостоявшемуся поэту, может пригодиться многим. Особенно тем, кто думает, что времена сказок давно минули, все истории уже рассказаны и осталось только подбирать необходимую информацию, заботливо расположенную в интернете и других доступных источниках. Если надо большего — аналитики проанализируют, а комментаторы прокомментируют факты и события. Это и есть действительность, полагают такие люди, а воображение просто помогает компенсировать недостаток знаний. И потому тот, кто знает много, в воображении вообще не нуждается.

У таких людей отсутствует дар, который знахарка называла даром разумения. Их слух и зрение не изощрены и они вынуждены жить в действительно воображаемом мире. Только мир этот создан не ими, они сами к этому не способны, поэтому приходится довольствоваться тем, что предлагают другие. Так было всегда, правда, раньше, во времена Андерсена, не было полит технологов, интернета и государственного телевидения. То есть риски жить в чужом воображаемом мире возросли многократно. А вот способ избежать этого остался тот же, что и был когда-то: думать самостоятельно, не переставать изумляться и радоваться самым простым, привычным на первым взгляд, вещам и не стесняться включать воображение, рисуя свою собственную картину мира. Только тогда, если, конечно, повезет, вы сами почувствуете естественное дыхание настоящей действительности, которой наполнены волшебные сказки и истории Ганса Христиана Андерсена.

Искусство и искушение
«Его околдовала красота форм, он видел только футляр, а не то, что в нем, а это большой промах, особенно, если дело идет о браке».
«Как хороша!»

Бедный скульптор Альфред! Его художественный вкус и образованность были выше всяких похвал, он обладал безусловным талантом, и не зря ездил в Италию учиться. А как вдохновенно он рассказывал об этой дивной стране — голубом Средиземном море, синеющих горах, Неаполе и Везувии. Но синие глаза дочери одной пожилой чиновницы оказались для него прекрасней всех сокровищ Рима. Все ее существо, вплоть до каждого движения пальцев, дышало красотой — и вот уже наш скульптор едет с тещей и молодой женой в свадебное путешествие. Правда, вскоре оказалось, что мать и дочь постоянно говорят глупости, которые не всегда можно затушевать шуткой, а в их молчании нет ни капли понимания. Печальная и знакомая многим история.

Видимо, ни развитый вкус, ни талант не удерживают человека от искушения красотой. Хорошо еще, если встретиться родственная душа, и ты сможешь исправить свой промах. Альфреду повезло, его первая жена, Кала, тихо ушла из жизни, он встретил другую, умную и добрую Софию, и был счастлив. А ведь все могло сложиться по другому. Можно легко представить, что болезненная , недалекая, но привязанная к мужу, Кала болела бы долго, много лет. Конечно, тогда бы ее преданная подруга София помогала бы Альфреду ухаживать за ней — и все трое были бы несчастны. Ведь порядочные люди не могут быть счастливы, обманывая других и, тем более, самих себя. А ситуация, лучший выход из которой — смерть, нехороша уже сама по себе. То есть риски, связанные с искушением красотой могут быть достаточно высоки. Особенно, если речь идет о людях, наделенных вкусом и художественным даром, подобно скульптору из истории, рассказанной Гансом Христианом Андерсеном.

Благородство и пошлость
«… о жизни, заполненной всякой чепухой, мерзостью и вздором, как ни старайся, хорошей сказки не напишешь».
«Писарь».

В том-то и дело, что для хорошей сказки нужна хорошая жизнь, в которой, конечно, могут быть искания и заблуждения, ошибки и находки, смех и слезы.Чего только в жизни не бывает. Только пустоты в ней быть не должно. Потому что пустоту, сколько ни приукрашивай, выйдет одно вранье, а это всегда скучно. Сказка же увлекает и радует, потому что она по настоящему правдива. А правда в том, что мало кто хочет прожить свою в общем-то, короткую жизнь, не понимая, для чего родился, без смысла и без цели. У такого человека в голове сумбур, а в душе — смятение. А сказка все раставляет по своим местам, называя все вещи своими именами.

Вот писаришка, единственное достоинство которого — красивый почерк. Его наняли бумаги переписывать, а он решил, что и сам писать может. И стал он одних людей возносить, а других — растаптывать, сам себя ощущая этаким маленьким божком, вольным распоряжаться людскими судьбами. Не зря, видно, история о нем — очень короткая, скучно о таком человеке писать.

А вот маленькая безобразная жаба ничего не умела, только квакать но, она очень хотела посмотреть, что находится там, за краем колодца, в котором жила. И ей это удалось. Она увидела солнце и траву, разноцветных бабочек и глупых кур, обжору гусеницу и прекрасных аистов на крыше. Правда, оказалось, что аисты питаются лягушками и запланированное путешествие в далекий Египет так и не состоялось. Такое случается иногда, если ты хочешь сам принимать важные решения и собираешься расширить свои представления об окружающем мире. Можно, конечно, этого ничего не делать, жить в колодце, писать красивым почерком статьи и считать, что благородство или пошлость — просто выдумки детского писателя Ганса Христиана Андерсена.

Когда в ночи, под лунным светом,
Увидишь собственную тень,
То новоявленным поэтом
Ты вступишь в следующий день.

Его пленительные краски
Ты поместишь на клумбы строк.
Свои истории и сказки
Расскажет каждый лепесток.

Театр открыт, откинут полог,
Артистов парочка видна:
Горшок чугунный, да осколок
Бутылки, выпитой до дна.
На волосинке сна и яви
Висим над бездной темных вод,
Пока по мусорной канаве
Солдатик маленький плывет.

Потерт мундир его солдатский,
Но в сердце — доблесть, а не страх!
Его придумал гений датский
С улыбкой детской на устах.

 

 

категория: О литературе, Статьи; ключслова: Андерсен, литература;

 

 

24 апреля 2012

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика