Комедия «Ревизор» — читаем медленно

Пьесу «Ревизор» можно и должно читать безо всяких оснований и причин, просто ради удовольствия. Но предрассудок поиска обоснований столь распространен среди предпринимателей , что и мы ему поддаемся, приводя некоторые доводы в пользу такого чтения.

Пьесу «Ревизор» можно и должно читать безо всяких оснований и причин, просто ради удовольствия. Но предрассудок поиска обоснований столь распространен среди предпринимателей , что и мы ему поддаемся, приводя некоторые доводы в пользу такого чтения.

Чем больше красивых идей, тем больше богатых людей.

События хозяйственной жизни сменяют друг друга подобно сценам в нескончаемой пьесе. Череда реплик и поступков героев образуют ткань драматического произведения, сквозь которую проступают значение каждой сцены и смысл всей пьесы в целом. Один предприниматель отличается от другого именно этой способностью: обнаруживать или привносить в свою деятельность некую идею, совсем не обязательно сформулированную, но выраженную ясно через каждое признесенное слово, ничего, быть может, само по себе не значащее, через самое обычное, рутинное действие.

Полезен и бездумный щеголь, когда его придумал Гоголь.

Идея эта в той мере ценна, в какой она оказывает воздействие на клиента, который в этом смысле ничем не отличается от читателя или зрителя. Клиент читает бизнес как набор обращенных к нему знаков. Предприниматель, как и автор любого произведения, мечтает об одном — чтобы его текст нашел отклик у своей целевой группы. Умению производить неизгладимое впечатление научиться легче всего у тех, кто уже доказал, что умеет делать это наилучшим образом. Самым весомым доказательством в данном случае будет время, которое произведение занимает умы различных поколений. Пьеса «Ревизор» создана в 1835 году. Николаю Васильевичу Гоголю было тогда 26 лет.

Товарищ, пользуйся моментом: искусство стало инструментом.

Хорошая пьеса представляет собой пример сложной, притом чрезвычайно устойчивой конструкции, сложенной из самых простых элементов. Набор последовательных высказываний сгруппирован в явления, те, в свою очередь, образуют действия, которые и составляют всю пьесу. Установление логических. а также иррациональных связей между крупными и мелкими частями произведения способствует развивитию у предпринимателя тактического и стратегического мышления. Систематическое наблюдение за тем, как эти связи, и вся конструкция в целом влияют на читателя, вырабатывает привычку смотреть на ситуацию глазами клиента.

Побольше внимания к личности во имя хрустящей наличности.

Наконец, рефлексия по поводу того, на что мы обратили внимание из всего того, на что могли бы внимание обратить, какое значение придали мы выделенным нами знакам и какова наша реакция на значение, назначенное этим знакам, может дать наблюдателю, то есть нам самим, бесценную информацию о нас, получить которую невозможно иным способом, кроме как читая «Ревизора».

Почаще советуйся с гением и будешь готов к изменениям.

Именно этим мы теперь и займемся, забыв на время о всяких причинах, а следуя только гениальному тексту и фиксируя свою на него реакцию в виде комментариев, вопросов и различного рода замечаний.

Пьесе предшествует эпиграф, пословица «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Современник Гоголя У.Теккерей в своем романе «Ярмарка тщеславия», заметил «Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение». Согласившись с народной мудростью и великими писателями, мы обнаружим, что частью окружающего нас мира являются наши сотрудники и клиенты. Значит, если мы хотим увидеть в этом зеркале что ни будь стоящее, придется начать с себя, озаботившись тем, что бы быть достойным объектом отражения. А если мы недовольны окружающими, то это недовольство есть лишь отражение наших собственных проблем. Таким образом, мы остаемся наедине со своими мнениями, суждениями и оценками, у нас появляется выбор по поводу их содержания и неизбежная ответственность за результат этого выбора.

С этой точки зрения, замечания для господ актеров, следующие за списком действующих лиц представляют собой восемь кратких описаний типажей, которые скоро начнут действовать. Описания, как обычно, с одной стороны, выражают взгляды автора, его отношение к персонажам и тем самым описывают его собственный образ, с другой — создают фон, котекст восприятия читателем происходящего. По крайней мере два вопроса можно себе задать в этой связи: на что именно мы обращаем внимание описывая того или иного человека? Какие наши качества и убеждения отражаются в наших мнениях и оценках?

«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен;несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякогоначавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости квысокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями
души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

Чрезвычайно серьезные, немолодые, говорящие негромко, но значительно, солидные люди склонны к резонерству и скорее всего нечисты на руку. Борьба за достижение командных высот оставила отпечаток жестокости и грубости на их лицах. В отличие от основательной размерности высказываний, чувства их мечутся без видимых причин и промежутков, перескакивая от одного к другому. Можно предположить, что это происходит из за отсутствия внутренней уверенности в своей правоте, ведь самого себя умному человеку обмануть трудно.

«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.»
Рядом с лидером, подобным Городничему, находится некая особа, которая не имея особых способностей, обладает, однако, властью подтрунивать над первым лицом, именно благодаря близости к нему.

«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.»

Хлестаков — полный антипод Городничего: он молод, неумен, не служит толком, крайне неоснователен и несерьёзен, одет по моде. При этом у него чистое сердце, в том смысле, очевидно, что он никому не желает зла. Кого бы мы предпочли иметь коллегой по работе: простодушного искреннего глупца или умного основательного пройдоху?

«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или поношенный сюртук.»

Еще один пожилой неглупый резонер, плут с ровным голосом, не упускающий возможности нагрубить. Своего рода Городничий, только находящийся не на службе, а в услужении. Характер человека проявляется независимо от способа зарабатывания денег.

«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные;
чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского».

Разница между серьезностью и живостью может быть весьма условной если других черт личности, кроме любопытства, нет. Не зря в нескольких строках обе похожие фамилии повторяются по три раза: в конце концов появляется стойкое ощущение, что речь идет об одном и том же человеке.

«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому
несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.»

Постоянная значительность в лице и склонность высказывать предположения по каждому поводу в сочетании с некоторой начитанностью — вот качества, порой достаточные чтобы судить других людей.

«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый,неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

Взяточники и плуты бывают серьезны и неторопливы как Городничий или Осип, но встречаются и суетливые, как Земляника, что особенно заметно на фоне их внешней неповоротливости. По Гоголю, плут на государственной службе управляет городом, плут безвластный прислуживает чистосердечному глупцу, а плут услужливый и неуклюжий заведует учреждениями для народа.

«Почтмейстер, простодушный до наивности человек. Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся перед глазами.»

Видно, почтмейстер этот сделает нечто такое, что не только наивностью можно было бы объяснить. Иначе зачем указывать на это простодушие, роднящее его с Хлестаковым?

«Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену.
Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока.Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».

Слаженность и скорость действий — основа достижения необходимого эффекта не только в театральных постановках.
Презентация выступления на эту тему

 

 

категория: Литература и философия глазами предпринимателя, Статьи; ключслова: литература;

 

 

7 мая 2008

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика