Марсель Марсо. Философия жеста.

Но что ей до меня! Она была в Париже, ей сам Марсель Марсо чего-то говорил,- эти шутливые строки из песни Высоцкого, посвященной Ларисе Лужиной, знает каждый. Однако дело не в том,что Лужина и Марсо в реальной жизни не встречались. Просто величайший артист 20 века, прославился не тем, что он говорил, а тем, как он молчал.


Идущий против ветра
Будущий король пантомимы родился в 1923 году в Старсбурге и в семь лет уже выступал на сцене. Его кумиром с детства был Чарли Чаплин. Сохранилось фото, где маленький Марсель стоит в котелке с надклеенными знаменитыми усиками. Через много лет Марсо вспоминал: «…Я встретил его в 1967-м. Тогда я одновременно играл в Париже и снимался в фильме Роже Вадима «Барбарелла» в Риме. Чарли Чаплин летел в Швейцарию, а я в Рим. Он меня хорошо знал, поскольку видел на экране, но нам никогда не приходилось встречаться. Эта встреча была особенной… Я рассказал, что, когда был маленький, копировал его. И решил тут же показать это Чаплину, пройдясь его знаменитой походкой. А он, увидев, как я это делаю, тоже спародировал самого себя. Мы оба играли Чарли… В момент, когда надо было уже прощаться, я взял его за руку, чтобы поцеловать, он хотел ее забрать… Я поцеловал руку Чарли Чаплину, и, когда посмотрел на него, в его глазах были слезы».
Война застала Марселя подростком. Немало его родственников разделило судьбы миллионов европейских евреев, отец погиб в Освенциме. Сам Марсо стал участником французского Сопротивления. И тут неожиданно проявился его актерский талант. Благодаря способности к перевоплощению, ему с товарищами удалось переправить через швейцарскую границу более 70 еврейских детей.
Первое послевоенное крупное представление, созданное Марсо в 1944 году сразу после освобождения Парижа, называлось «3000 трупов». А вскоре после этого появляется лирический герой Марсо, чудак Бип в полосатом свитере и помятой шляпе с цветком. Этот парень с лицом, выкрашенным белой краской с красной щелью рта, из которого никогда не доносилось не звука, находил общий язык со зрителями в любой точке планеты. Его принимали с восторгом повсюду, от Австралии и Америки, до Японии и Китая. Не раз артист бывал и в Советском Союзе, где даже снялся в популярном в свое время фильме «Его звали Роберт».

Искусство без слов
Со своей труппой «Содружество мимов» Марсо создает фактически новый жанр драматической пантомимы. Достаточно взглянуть на названия поставленных произведений, чтобы понять глубину тем, доступных мастеру жеста: «Смерть перед зарей», «Шинель» по Н.Гоголю, «Отрочество, Зрелость, Старость, Смерть», «Париж смеется, Париж плачет», «Давид и Голиаф», «В мастерской масок» и другие. Даже в самой небольшой его миниатюре зримо бьется пульс времени, и поднимаются вечные вопросы жизни и смерти, искренности и обмана, свободы и тирании.
Например, в «Птицелове» перед нами человек, который искренне любит пойманных им птиц, и даже готов выпустить их на свободу. Да только некоторые из его пленниц умирают у него на руках, лишенные неба, другие — не желают покидать клетку. И вот птицелов на глазах зрителя сам превращается в хищную птицу, которой он, в сущности, и был с самого начала. Диктатор может любить свой народ, не замечая ни своего диктата, ни гибели, что он несет своим подданным — эта мысль понятна без перевода.
В знаменитой «Мастерской масок» герой сначала просто играет, примеряя на себя разные маски: печали, скорби, веселья, чванства, кокетства. Но вскоре выясняется, что каждая маска изменяет не только внешность человека, но и его поведение. Весельчак ведет себя так, как будто ему весело, маска гордеца заставляет того, кто ее надел, гордиться, и вот уже не человек маски примеряет, а они им управляют. В конце концов одна из них, смеховая, более не желает быть снятой. И мы видим муки человека, который никак не может снять с себя опостылевший образ. Он в отчаянии, но на лице его — маска хохота. Невероятными усилиями герою Марсо удается снова стать самим собой, он вздыхает, задумывается, можно только догадываться о чем. Может, о том, что время от времени, стоит разобраться с самим собой — не прилипла ли к лицу случайно надетая маска.
Конечно, настоящая пантомима не обходится без вызывающих улыбку, бытовых зарисовок. Вот в парижском кафе официант торжественно ставит перед посетителем очередное блюдо. Тот начинает есть, но, увы, качество еды оставляет желать лучшего. Посетитель возмущен, официант избражает смущение, приносит извинения и бежит на кухню. Зритель, однако, видит, что оказавшись за дверью, плут просто выжидает минуту, другую и вновь появляется с тем же подносом перед ожидающим перемен клиентом. А когда человек надеется на лучшее, и видит, что ему стараются помочь, он, естественно, становится менее требовательным. И вот он уже с удовольствием уплетает то, что ему принесли, и все расстаются довольные друг другом.
Пересказывать пантомиму труд неблагодарный. К счастью, сохранилось немало кинозаписей миниатюр в исполнении замечательного артиста. О нем сняты фильмы, в которых он, кстати, прекрасный рассказчик, комментирует свои работы, и эти комментарии сами по себе представляют художественную ценность. Потому, видимо, что настоящий художник, а Марсель Марсо именно таков, это непременно философ и поэт.

Полный кавалер
Именно способность выразить жестом и мимикой самые тонкие и глубокие человеческие переживания принесли Марсо всемирое признание. Правительство Франции удостоило Марселя Марсо самых высоких званий: кавалера ордена Почетного легиона, кавалера ордена «За заслуги в искусстве и литературе» первой степени и кавалера национального ордена «За заслуги» второй степени. Он был избранным членом Берлинской академии изящных искусств и Мюнхенской академии изящных искусств, а также членом престижного Института Франции, ему присвоена степень почетного доктора наук Принстонского университета, Университета штата Огайо, колледжа Линфилда и Мичиганского университета. В 2002 году Марсо стал послом доброй воли ООН. Всего же в перечне его наград и почетных званий около тридцати наименований.
До последних дней жизни (артист скончался в 2007 году), Марсель Марсо продолжал выступать на сцене, занимался педагогической деятельностью, в том числе, в основанной им Парижской школе пантомимы. Среди тех, кто восторгался его искусством, знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев и король поп музыки Майкл Джексон. Считается, что его знаменитая «лунная походка» родилась под влиянием Марсо, у которого была сценка «Идущий против ветра». Кроме большого количества учеников, Марсель Марсо оставил немало картин и литографий, недаром, еще до войны он посещал школу декоративных искусств.
В одном из интервью Марсо сказал «Искусство жеста универсально, как само человечество… оно должно покоиться на человечности». Своим творчеством, всей своей жизнью, великий мим доказал правдивость своих слов.

 

 

категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: журналистика;

 

 

28 апреля 2020

 

 

 

 

Яндекс.Метрика