Махатма Ганди. Упорство в истине

Религиозный мыслитель, политик, посвятивший свою жизнь борьбе за права и свободы индийцев, основатель движения ненасильственного сопротивления, результатом которого стала независимость Индии, Мохандас Карамчанд Ганди по праву носил титул Махатма, то есть великая душа.

Если представить себе цельную личность, слова, мысли и поступки которой не расходятся между собой, то Махатма Ганди был именно таким человеком. Точнее сказать — стал таким, благодаря неустанной работе ума и сердца.

Горячие и чистые веления сердца всегда исполняются

Родился Ганди в 1869 году в Индии в семье индийского чиновника высокого ранга, получил в Лондоне юридическое образование и в качестве юриста вскоре отправился в Южную Африку, которая в то время, как и Индия, была частью Британской империи. Он планировал принять участие в крупном судебном процессе и вернуться к семье, поскольку был женат с 13 лет, но судьба распорядилась иначе.

Процесс был успешно завершен, Ганди ради этого пришлось вникнуть в тонкости бухгалтерского дела, но предметом его гордости стало не это, а то, что ему удалось решить вопрос соглашением сторон, не доводя дело до суда. В книге «Моя жизнь» Ганди вспоминает: «Этот урок остался в моей памяти на всю жизнь, и в течение последующих двадцати лет своей адвокатской практики в сотнях случаев мне удавалось заканчивать дела частным соглашением. При этом я не оставался в убытке — не потерял денег и не растратил души». Для молодого юриста уже тогда истина и справедливость были важнее материальных соображений.

Именно обостренное чувство справедливости и собственного достоинства способствовали тому, что Ганди остался в Южной Африке на долгих 20 лет. Здесь он вплотную столкнулся с пренебрежительным отношением белых людей ко всем прочим, чиновников — к гражданам, власти — к нуждам народа. И тогда же Ганди начал вырабатывать манеру поведения, которая потом станет основой его знаменитой системы «сатьяграха» — упорство в истине. Как-то, кондуктор в поезде, куда Ганди купил билет в вагон первого класса, потребовал, чтобы тот перешел в третий класс, где обычно ездили индийцы. Ганди отказался. Кондуктор пригрозил вызвать полицию. «Вызывайте», — ответил Ганди, — «но сам я не выйду». В конце концов строптивого пассажира насильно высадили. Эпизод можно считать мелким, но так по крупицам накапливался опыт мирного отстаивания своих прав.

Слабые никогда не прощают. Умение прощать — свойство сильных

Впоследствии, на протяжении двух десятков лет занимаясь правовым просвещением, представительством в судах, организацией акций гражданского неповиновения, Ганди неукоснительно следовал принципам, в основе которых было стремление к истине и справедливости. Один из этих принципов заключался в том, что Ганди никогда не защищал себя лично. Однажды он был чудом спасен от разъяренной толпы своих противников, но когда представитель власти предложил ему подать в суд на обидчиков, Ганди ответил: «Они полагали, что у них есть основания злиться на меня. Их ввели в заблуждение, наказывать следует, извините, вас, за то, что вы допускаете подобные ситуации».

Другим важнейшим правилом был отказ от насилия и ненависти по отношению к противнику. Ганди писал: «Человек и его поступок — вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной — осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания, смотря по обстоятельствам. «Возненавидь грех, но не грешника» — правило, которое редко осуществляется на деле, хотя всем понятно. Вот почему яд ненависти растекается по всему миру».

У меня есть только один тиран — тихий голос моей совести

Не так-то просто было распространять подобные идеи среди людей, отчасти забитых и запуганных, отчасти — озлобленных несправедливостью. Но те, кто разделял взгляды Ганди, шел за ним до конца. Так было в Южной Африке, так же было и в Индии, куда Махатма вернулся уже признанным лидером с непререкаемым моральным авторитетом. К этому времени он сделал немало, чтобы объединить в мирной борьбе за справедливость людей ранее разделенных религиозными и социальными обычаями. Среди его сторонников были христиане и мусульмане, индуисты и теософы. Сам Ганди испытал влияние самых разных религий и философских идей. Он находился в переписке со Львом Толстым, книга которого «Царство божие внутри нас», по словам Ганди «буквально захватила меня. Она оставила неизгладимый след в моей душе». Огромное влияние на мыслителя оказала Бхагавадгита.
Глубокие философские и религиозные размышления и практика общественной деятельности привели Ганди к ясному пониманию способов достижения поставленных целей и, соответственно, требований к участникам движения. Это, прежде всего, отказ от насилия, и, соответственно, готовность к арестам и тюрьмам при безукоризненной вежливости по отношению к представителям власти, а также не стяжательство и целомудрие. Не каждый на это способен. Так Ганди писал: «Победа над человеческими страстями представляется мне делом более трудным, чем завоевание мира с помощью вооруженных сил».

Но истина тверда, как алмаз, и нежна, как цветок

Полагая, что не следует требовать от другого того, что не делаешь сам, лично Ганди строго следовал собственным принципам. Он решительно отказывался от подарков свих почитателей, руководствуясь правилом никогда не иметь денег больше, чем необходимо, научился сам стирать свои вещи и стричь себе волосы, его еда состояла в основном из фруктов и орехов. Убежденный вегетарианец, даже будучи тяжело больным, под угрозой смерти, он отказался от рекомендованного врачами мясного бульона и молока. Так же поступила и его жена, которую он вынужден был забрать из больницы, потому что врачи не желали более нести ответственность за ее жизнь. Своего десятилетнего сына Ганди лечил, обертывая его в мокрые простыни, категорически отказавшись давать больному что-либо, кроме фруктового сока и разбавленного молока. Он был твердо убежден, что « в 999 случаях из тысячи можно вылечиться с помощью правильной диеты, лечением водой и землей и тому подобными домашними средствами».

Отец четверых сыновей, однажды он решил, что «деторождение и постоянная забота о детях несовместимы со служением обществу» и с тех пор спал с женой в разных комнатах. Воздержание во всех смыслах Ганди полагал необходимым условием сохранения чистоты и силы духа, без чего невозможно следовать путем истины и справедливости.

На этом пути Махатма не раз являл пример стойкости и мужества. Он ухаживал за больными во время эпидемии чумы и, являясь ярым врагом антисанитарии, не только ратовал за чистоту общественных туалетов, но и сам не чурался выполнять работу ассенизатора и уборщика. Борясь за свободу от ига колониализма, он считал необходимым выполнять свой гражданский долг и служил в английской армии во время англо-бурской и первой мировой войн. При этом, придерживаясь правил ненасильственного сопротивления, был многократно арестован, так как сознательно нарушал те законы, которые считал несправедливыми. Такое поведение вызывало уважение даже у его противников, впрочем, он и с друзьями был всегда честен и принципиален.

Когда в 1947 году, после ухода англичан из Индии, возникли конфликты между индусами и мусульманами, 77-летний мыслитель объявил в знак протеста голодовку, что привело к совместному заявлению сторон о примирении. Увы, не все сограждане разделяли убеждения Ганди, немало оказалось и тех, кто не был готов уважать людей с другими религиозными или политическими взглядами. И 30 января 1948 года такой непримиримый фанатик тремя выстрелами в упор убил человека, который говорил: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы – правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, – враги отечества». Перед смертью Ганди успел жестом показать, что прощает своего убийцу.

В Индии имя Махатмы Ганди, отца нации, произносят благоговейно, наравне с именами святых. Его идеи и практика ненасильственного сопротивления несправедливости получили широкое распространение во всем мире, его личность является предметом глубоких размышлений для всякого, кто задумывается о смысле жизни вообще и своего предназначения, в частности. Повторить его путь невозможно, но осознать свой и следовать ему — задача, на которую не жалко потратить жизнь. «Истина подобна огромному дереву, — писал Махатма Ганди, — которое приносит тем больше плодов, чем больше за ним ухаживают. Чем более глубокие поиски в кладези истины вы будете производить, тем больше зарытых там сокровищ откроется вам».
Публикация в журнале

 

 

категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: журналистика;

 

 

28 июля 2014

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика