Шагреневая кожа. Энциклопедия тайны.

Роман «Шагреневая кожа» знаком большинству читателей еще со школьных времен. Быть может, не всякий взрослый вспомнит сегодня имя главного героя, Рафаэля де Валентена, но история про чудесный кусок ослиной кожи, сокращающийся, как и жизнь его владельца, с каждым исполненным желанием, известна всем. У этой истории печальный конец — Рафаэль, умный, талантливый, тонко чувствующий человек, умирает 27 лет отроду. Есть о чем задуматься мечтающим о славе, богатстве или излишне уповающим на достижения технического прогресса

Но Бальзак — отнюдь не моралист, читающий нравоучительные проповеди о добре и зле. Он прежде всего, без преувеличения, великий писатель. Все его тексты отличает не только глубокий психологизм, но настоящая энциклопедичность. Банкир или студент, прожигатель жизни или ученый, мужчины и женщины всех возрастов, найдут в «Шагреневой коже» актуальные для них знания: от цены стирки перчаток и ее влияния на любовную страсть, до научных и философских идей, бессильных помочь алчущему счастья человеку.

Роман, в котором происходят необъяснимые наукой события, посвящен астроному и математику, другу Бальзака, Феликсу Савари, известному своей теоремой, выражающей зависимость между кривизнами двух катящихся одна по другой кривых. Великий писатель знал, о чем писал. Ему, судя по всему, был хорошо знаком азарт естествоиспытателя.

Вот Рафаэль, истинный сын просвещенного 19-го века, пытается выяснить физическую природу злополучного талисмана. Первым делом он отправляется к господину Лаврилю. Сей уважаемый знаток животных и птиц произносит увлекательную лекцию о 137 видах уток и делится скромной надеждой вывести вид номер 138. Читатель полуфантастического романа отныне легко идентифицирует канадского галстучного лебедя по его коричневато-серому оперению и черному галстуку, а утку широконоса — по зеленовато-радужной шее. Рафаэль также получает исчерпывающую информацию об онагре, осле, кожа которого в конце концов дала название роману. Оказывается, это животное — «зоологический царь Востока». Его бег подобен полету птицы, зрение не уступает по остроте зрению человека, «… но еще большую известность доставил онагру тот вид разврата, объектом которого он бывал и о котором часто говорят библейские пророки». Знания господина Лавриля необычайно глубоки, эрудиция вызывает уважение, однако он ничем не может помочь молодому человеку и отправляет его к своему коллеге Планшету (совпадение имени выдающегося механика с названием современного гаджета, разумеется, случайно).

Специалист в области теории движения, незаурядный инженер и ученый экспериментатор, тут же, из подручных материалов: цветочного горшка, глины и бузинных трубочек — создает модель гидравлического пресса, действие которого основано на законе Паскаля, мыслителя, известного молодому человеку лишь в качестве автора полемических «Писем к провинциалу». На следующий день, воодушевленный увиденным, Рафаэль вместе с господином Планшетом отправляется на улицу Здоровья в мастерскую Шпигхальтера, настоящего мастера своего дела, из чугуна и прочих металлов создавшего механическое устройство, при помощи которого «ребенок может уложить в своей шляпе тысячу копен сена». Увы! Кусок кожи без малейших изменений выдержал чудовищную силу пресса, удар молотом и пребывание в раскаленном горне. Этот факт поверг Рафаэля в ужас, но у невозмутимых ученых вызвал лишь любопытство. И не поддающийся физическому воздействию амулет оказывается наконец в руках знаменитого химика Жафе.

Фтористая кислота не дала никаких результатов. Шагреневую кожу помещают в огнеупорный тигель с красным поташем, но она остается такой же мягкой и холодной, какой была, впервые попав в руки отчаявшегося человека. Ни к чему не привели и попытки отрезать от куска хоть малую часть бритвой, она сломалась, как ранее — мощный пресс, не помогли ни сильный электрический ток, ни высокое напряжение вольтового столба. После того, как шагрень вышла победительницей из столкновения с немалым количеством хлористого азота, Рафаэлю все стало ясно: «Я погиб… Это — воля самого бога. Я умру». А что же ученые? «Они рассмеялись и преспокойно сели обедать: для таких людей чудо — только любопытное явление природы».

Невозможно укорить этих честных тружеников науки в бессердечии. Просто наука не занимается проблемами, с которыми столкнулся несостоявшийся ученый, отвергнутый любовник, владелец несметных богатств, оказавшийся, в буквальном смысле, заложником собственных желаний. Можно узнать многое о птицах, животных, физических и химических свойствах веществ, но эти знания оказываются бесполезны, когда человеку приходится принимать решения о том, куда направить свой разум, талант и способность к переживанию высоких чувств.

Законы, определяющие такой выбор, неумолимы, словно шагреневая кожа. Поэтому она и не поддается никакому воздействию, кроме воли человека. Так вышло, что единственная философская работа молодого Рафаэля была посвящена именно воле, которая, по мнению автора, обладает материальной силой, наподобие пара. Возможно, он и не подозревал, насколько эта идея касается его самого.

Собственно, для объяснения произошедшего с Рафаэлем де Валентеном, не требуется никакого чуда. Три года аскетического труда, нервный срыв на почве отвергнутой страсти, безудержные кутежи, никому не прибавят здоровья. А ослабленный организм легко пожирается плохо излечимой в те времена чахоткой. Настоящее чудо создал гений Бальзака — писателя и мыслителя. В биографическом романе А. Моруа «Прометей или жизнь Бальзака» приведены слова восхищенного современника: «Рассказчик, кладущий в основу произведений тайную преступность, разложение и безнадежную тоску своей эпохи, мыслитель и философ, стремящийся описать разрушения, которые способна причинить мысль, — таков господин де Бальзак».

Со времен создания «Шагреневой кожи» прошло без малого двести лет. Наука и техника открывают перед изумленным человечеством все новые горизонты и возможности. Но жизнь на маленькой нашей планете по-прежнему зависит от того, как мы отвечаем на вопросы, стоявшие когда-то перед Рафаэлем де Валентеном.

 

 

категория: Литература и философия глазами предпринимателя, Статьи; ключслова: Бальзак, литература;

 

 

12 января 2015

 

 

 

 

Яндекс.Метрика