Скромность и гордыня

Иудаизм приучает нас избегать крайностей. В том числе, это касается самооценки. Излишняя неуверенность в себе порицается наравне с заносчивостью и гордыней. Это вполне соответствует еврейскому представлению о месте человека во вселенной.

С одной стороны, это ничтожная песчинка, с другой — инструмент совершенствования мира, созданный по образу и подобию Всевышнего. Поэтому внутренних, изначально присущих еврею недостатков, просто нет и быть не может. Его ошибки — это то, что «налипло» к нему в процессе проживания в материальном мире.

А суть его — в том, что каждый обладает возвышенными силами, вполне достаточными для  реализации своей уникальной жизненной задачи. Это и есть основа настоящей еврейской скромности. Да, — говорит себе еврей, — у меня есть достоинства, но это не повод для излишней гордости, а подарок, который надо правильно использовать. Конечно, — продолжает скромный еврей, — у меня есть недостатки, но это не повод для печали, а ориентир для развития.

Другими словами, источник скромности — не наши недостатки, а наоборот, осознание наших сил. Конечно, есть риск возгордиться, но гордость — это шлагбаум на пути к счастью. Ведь гордец считает, что все, чего он достиг, ему полагается по заслугам. Возможно, он даже недополучил чего-то из причитающегося ему за его достижения. Такой человек никогда не рад тому, что у него есть. А его отношения с окружающими совершенно не способствуют ощущению счастья. Одним он завидует, другими — пренебрегает. Не видать ему счастья!

По настоящему скромный человек вообще не склонен заниматься излишним самокопанием. Тот, кто физически здоров, не слишком думает о своем теле, он его просто не ощущает. А когда тело обращает на себя внимание — это верный признак болезни. Также и человек со здоровой душой о себе не думает. Ему просто некогда. Он занят своим любимым делом, ремеслом или творчеством, реализуя при этом свои лучшие качества на радость себе и другим. Такие люди счастливы, независимо от обстоятельств их материальной жизни.

И наоборот — ощущение себя как абсолютно оторванной от мира сущности, постоянные размышления о собственном счастье или несчастье — верный признак болезни души. В этом состоянии так легко найти причину для печали или повод для высокого самомнения — и потерять нечто очень важное, радость жизни. Ее достижение, конечно требует усилий, но прислушаемся к совету одного замечательного поэта:
«Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен».

Действительно, мир и человек, как единственно разумная его часть, созданы быть прекрасными и только по настоящему скромные люди достойны выполнить эту великую задачу!

 

 

категория: Иудаизм, Заметки; ключслова: заметки начинающего еврея;

 

 

24 августа 2014

 

 

 

 

Яндекс.Метрика