Заметка о Гамлете

Чтение художественного текста — это всегда письмо, перевод, превращение одной последовательности знаков в другую. Если текст действительно художественный, он сам выведет, приведет к выводам, самым глубоким, которые только доступны читающему в данный момент. В этом и есть интрига чтения: пуститься в плавание без плана, не зная заранее результата, но обладая надеждой и доверием.

Потому и существует понятие художественного воздействия, что оно соответствует художественному способу восприятия человеком жизни. Другого способа просто нет. Художественность подразумевает свободу сочетания частностей и свободный выбор реакции на эти сочетания. Свобода порождает ответственность за свой выбор. И признание такой же свободы за другими.

И тогда обнаруживается, что всем тем, что можно выразить можно только играться, а чем играть нельзя — и выразить невозможно. Любая попытка сделать это превращается в игру. Но жизнь — это то, что выражено, поэтому она — игра. Максимум, что мы можем сделать доступными нам средствами — хорошо играть. И очертить своей игрой грань безмолвия. Последние слова принца Гамлета — «Далее — тишина».

Великое произведение искусства — очередная в бесконечном ряду попытка построения модели мира из элементов, глубоко присущих человеку как мыслящему и чувствующему существу. В каждом из нас есть свой Призрак и принц, Клавдий и Гертруда, Розенкранц и Гильденстерн. . Поэтому размышляя над идеями и героями, созданными выдающимися мыслителями, мы можем если и не разрешить свои проблемы, то, по крайней мере, изменить аспект их рассмотрения.

В жизни, как в драме, мало ремарок — только слова и поступки, только последовательно происходящие события, которым мы вольны придавать тот или иной смысл. При этом относительно смысла великого литературного произведения мы можем быть уверены, что он там есть. Относительно жизни такой уверенности у нас может не быть. Читая «Трагедию Гамлета, принца Датского», мы тренируем навык создания высоких смыслов, без которых жизнь вообще, и занятия бизнесом, в частности, попросту невозможны.

Выполнил ли Гамлет указания Призрака своего отца? Чего хотел Призрак добиться своим появлением перед изумленными героями пьесы, которая и стала трагедией именно благодаря его появлению? Зачем Призраку, собственно, понадобился Гамлет? Почему он не мог сам решить свои проблемы, просто явившись Клавдию и Гертруде? Одного визита к братоубийце, возможно, было бы достаточно, для достижения заявленных целей: мести и освобождению королевскго ложа от осквернения. Посредничество Гамлета привело к гибели всех, в том числе посредника. Трудно сказать как реагировал Призрак на результат выполнения своих указаний. Зато можно с уверенностью утверждать, что роль предвестника несчастий ему удалась вполне. Осознавал ли он её?

Гамлет в определенном смысле повторил судьбу своего отца. Он также умер не раскаявшись в своих грехах. Мы не знаем, в чем был грешен старый Гамлет. Молодой убил своей рукой Полония и Лаэрта, косвенным образом виновен в смерти Офелии, отправил на верную смерть Гильденстерна и Розенкранца, вопреки воле призрака своего отца не убрег Гертруду, и Клавдия заколол, не дав раскаятся. В конце концов, дал убить себя, вполне осознавая опасность, что можно приравнять к греху самоубийства. В общем, было в чем облегчить душу. Да не пришлось. Так что вполне вероятно, отец и сын встретятся там, откуда еще никто не возвращался. Похвалит ли старый Гамлет молодого за успешно выполненное задание или погрузится в еще большую скорбь от содеянного — нам неизвестно, да, собственно, и знать не полагается.

 

 

категория: Глазами предпринимателя, О литературе, Бизнес, психология и прочее, Заметки; ключслова: искусство, психология, Гамлет, литература;

 

 

5 мая 2008

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика