Злословие, сплетни и слухи

Представьте себе, что вам подарили замечательную флейту, из которой можно извлекать волшебные звуки, а вы используете ее просто чтобы спину почесать. Примерно также относится иудаизм к душевным и физическим качествам человека. Это потрясающие инструменты, правильное использование которых делает жизнь человека осмысленной, то есть по настоящему счастливой. И глупо использовать их не по назначению.

Не только все тело в целом, но каждый орган его имеет свое предназначение и правила рационального использования. Например, рот. Инструкция по использованию евреев, то есть Тора, уделяет этому инструменту счастья немало внимания. Как известно, в рот мы закладываем еду, а изо рта исходят наши слова.

Что до еды, то она должна быть кошерна. Напомним, это значит, что кое что можно есть без ограничений, например, растительную пищу, мясо — только кошерных животных, а скажем, креветок, раков, угрей, свинину и еще по списку кое что — нельзя никогда.

По поводу произносимых слов тоже есть четкие правила. Не все, что в голову приходит стоит высказывать. Собственно, любому воспитанному человеку отлично это известно. Это одно из отличий его от хама, который говорит все что приходит в его дурную голову. То есть, прийти то в голову может кому угодно что попало, но один всю эту дрянь выскажет, а другой — промолчит.

Так вот, одно из основных правил еврейской речи — запрет злословия. Подразумевается не только брань, что очевидно, но любые слова, которые могут принести другому человеку моральные страдания или материальный ущерб. Речь идет о  сплетнях и слухах, даже если они правдивы. Не говоря уже о привирании и  прямой лжи. Считается, что при передаче сплетни страдают трое — тот, кто говорит, его слушатель и тот, о ком идет речь.

Другими словами, запрещено не только говорить, но и слушать сплетни. Мало того, следует как можно быстрее остановить сплетника, чтобы удержать его и себя от греха. Конечно, сделать это надо так, чтобы ненароком не обидеть человека.

Вообще, запрещено высмеивать другого, укорять его, тем более публично, так, чтобы ему было стыдно перед другими и т. д. Собственно, любой менеджер знает, что хвалить сотрудника следует публично, а делать замечания — наедине и желательно так, чтобы тот не обиделся.

Для еврея — это необходимое условие общения. Он обязан направить человека в правильное русло, но сделать это максимально дружелюбно. Так же, как он хотел бы чтобы его самого критиковали, когда ошибется. Недаром золотое правило общения — «Относись к другому так, как хочешь чтобы относились к тебе». Или еще более определенно : «Возлюби ближнего как самого себя».

 

 

категория: Иудаизм, Заметки; ключслова: психология, философия, заметки начинающего еврея;

 

 

10 августа 2014

 

 

 

 

Яндекс.Метрика