Биомеханика на сцене и в жизни.

В известном анекдоте сороконожку спросили о том, как она управляет своими сорока ногами. Та задумалась — и упала. Меж тем, человек устроен сложнее сороконожки. Его двигательный аппарат — это самодвижущийся механизм, в котором примерно 600 мышц, 200 костей и несколько сотен сухожилий. Мало того, человек склонен сам себе задавать вопросы, над которыми потом размышляет веками.

Например, вопрос о том, как управляется упомянутый механизм и как его движение влияет на самого человека, занимает мыслителей уже не одно тысячелетие. Задолго до появления самого термина «биомеханика», который и означает «движение живого», на эту тему размышлял древний грек Аристотель,  древнеримский врач Гален, великий художник и супер инженер Леонардо да Винчи, ученик Галилея Джованни Борелли и многие другие. Среди тех, кто вложил свою лепту в фундамент современных знаний в этой области немало наших соотечественников, включая И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.Ф.Лесгафта и А.А. Ухтомского.
Биомеханикой интересовались специалисты самых разных профессий: философы, врачи, артисты, ученые, производственники.

«Тело должно быть воспитано, как рабочая машина»

Н.К. Гастев.
В 1921 году в Москве был организован Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил революционер, поэт и писатель, управленец и профсоюзный активист Николай Капитонович Гастев. Основное направление деятельности ЦИТ — проблема рационализации приемов и методов труда. Решающее значение в совершенствовании организации работы, придавалось правильному положению тела и его готовности выполнять поставленные перед рабочим задачи. Один из первых русских «тейлористов», Гастев, вслед за Тейлором, видел резерв повышения производительности труда в оптимизации движений, необходимых для выполнения конкретной операции. Все лишние движения и усилия должны быть устранены, оставшиеся — соединены в цепочки, требующие наименьших затрат времени и размышлений.
Гастев писал: «Первая наша задача состоит в том, чтобы заняться той великолепной машиной, которая нам близка, — человеческим организмом. Эта машина обладает роскошью механики — автоматизмом и быстротой включения. Ее ли не изучать? В человеческом организме есть мотор, „передача“, амортизаторы, есть тончайшие регуляторы и даже манометры. Все это требует изучения и использования. Должна быть особая наука — биомеханика. Эта наука может и не быть узко „трудовой“, она должна граничить со спортом, где движения сильны, ловки и в то же время воздушно легки, артистичны».
Для выработки навыков «трудовой пластики», необходимы, наряду с гимнастическими, специальные «трудовые» упражнения. Это могут быть, например, «подъем грузов с земли, подъем грузов выше головы, посадка тяжелых грузов на плечи без помощи подручного, подъем пятнадцатипудового бруса вчетвером…» .  В конце концов, человек преобразуется в хорошо налаженную, автоматически регулируемую машину, заряженную, кроме всего прочего, трудовым энтузиазмом.
Блестящий организатор, публицист, имевший обширную переписку с Г.Фордом, Гастев оставил кроме стихов и прозы, многочисленные работы по научной организации труда (НОТ), его памятки о том, как надо правильно трудиться, были развешаны по всей стране — от заводов и фабрик до Совнаркома.
Увы, в конце 30 годов, настали времена, когда достижения в области теории трудового движения, как и пути совершенствования навыков эффективного труда, перестали быть актуальными. 18 сентября 1938 года Алексей Капитонович Гастев был арестован НКВД и 15 апреля 1939 года расстрелян.

«Положение нашего тела в пространстве влияет на все, что мы называем эмоцией, интонацией в произносимой фразе…»

В.Э. Мейерхольд
Идея оптимального использования тела человека для достижения поставленных перед ним задач, волновала не только производственников. Тесно сотрудничавший с А.К. Гастевым в начале 20 годов, выдающийся российский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд взял на вооружение принципы биомеханики, использовав их как основу подготовки актеров. В отличие от системы Станиславского, требующей «вживания» актера в роль, биомеханика Мейерхольда исходит из первичности движения, которое и порождает необходимую эмоцию и интонацию голоса. При отборе движений критерием здесь служит «закон экономии энергии», суть которого в достижении наибольшей выразительности при наименьших затратах энергии.
Мейерхольд создал систему тренировочных упражнений, целью которых было появление у актера «умного тела», которым актер сознательно управляет, добиваясь наибольшей выразительности с наименьшими усилиями. Недаром такой подход назывался «театральным тейлоризмом». В его основе — биомеханика: «Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения …».
Среди актеров, прошедших мейерхольдовскую школу, такие звезды как И. Ильинский, М. Жаров, С. Мартинсон, Э. Гарин, М. Бабанова, Я. Свердлин, Н. Охлопков. С какими бы режиссерами не работали в дальнейшем эти актеры, они всегда узнаваемы по безукоризненному пластическому рисунку роли, способности не только создать образ, но и отстраниться от него, играть с ним, как с игрушкой, порой самым неожиданным образом. В этом Мейерхольд наследовал восточным и западно-европейским традициям условного, небытового театра.
Восторженно принявший власть большевиков, одним из первых среди деятелей культуры всупивший в ВКП (б), режиссер, мечтавший о театре, как месте массовых представлений для строителей новой жизни, разделил печальную судьбу многих романтиков революции — в 1939 году он был арестован НКВД и 2 февраля 1940 года расстрелян в Лубянской тюрьме как английский и японский шпион.

«Живое существо, от червя и улитки до человека, не отдается потоку впечатлений, а хватает и ловит их само».

Н.А. Бернштейн
В 1922 году А.К.Гастев пригласил в возглавляемый им Центральный институт труда на должность руководителя биомеханической лаборатории Николая Александровича Бернштейна, которому в ту пору было 26 лет. Потомственный врач-исследователь, уже через два года подготовил к изданию солидный труд «Общая биомеханика». В дальнейшем его научные взгляды разошлись не только с представлениями А.К. Гастева, но и с идеями И.П. Павлова, создавшего теорию условных и безусловных рефлексов. По Павлову движение — это результат выполнения мышцами команды, поданной нервной системой. Бернштейн утверждал, что отдав команду, нервная система осуществляет контроль и, в случае необходимости, коррекцию движения. В 1928 году он назвал это явление «сенсорной коррекцией» задолго до того, как появилось современное понятие «обратной связи», лежащее в основе теории управления сложными системами.
В 1960 году создатель кибернетики Роберт Винер встречался в Москве с Бернштейном и тот подарил ему свою статью 1935 года, в которой были предвосхищены многие Винеровские идеи. Так, он писал, что живой организм, подобно предлагаемому Винером устройству, строится по иерархическому принципу с ипользованием программ, прямых и обратных связей и т. п. Винер не отрицал заслуг Бернштейна и способствовал изданию его работ в Англии.
Будучи сам прекрасным пианистом, Н.А. Бернштейн создал циклограммы, то есть последовательное описание движений пальцев, 14 крупных советских и зарубежных пианистов, в том числе Константина Игумнова, Генриха Нейгауза и Эгона Петри. Не касаясь эмоцинальной стороны игры, эти описания служили прекрасной иллюстрацией отточенной техники знаменитых музыкантов. А одна из научных работ Н.А. Бернштейна называется «Исследования по биодинамике фортепьянного удара».
В начале 60-х годов, в связи с развитием космонавтики, и снятия запрета на кибернетические исследования, работы Н.А. Бернштейна оказались весьма востребованы и в нашей стране и зарубежом. Исследование «О ловкости и ее развитии» было опубликовано лишь в 1991 году. В свое время, ее автор был обвинен в космополитизме и сочинении лженаучных теорий, не помогла и Государственная премия, полученная за работу «Исследование движений». До конца жизни, а скончался ученый в 1966 году, Н.А.Бернштейн занимался разработкой биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков. Его по праву считают основателем современной биомеханки.
Человек устроен сложно. Нелегко разобраться в том, как он двигается, еще сложнее ответить на вопрос — куда и зачем направляет он свое движение. Но если уж ему дано самостоятельно ухватывать идеи и реагировать на впечатления, то, отчего бы не использовать эту способность  наиболее эффективно. И это, быть может, один из уроков древней, но всегда актуальной науки биомеханики.

 

 

категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: журналистика;

 

 

28 апреля 2020

 

 

 

 

Яндекс.Метрика