Дни Омера. Третья неделя: Тиферес.

Сострадание, Гармония, Истина
Тиферес – сострадание объединяет и приводит в гармонию свободно текущую любовь (категория Хесед) с дисциплиной (категория Гвура). Тиферес обладает такой способностью, привнося третье измерение – измерение истины. Истина – это и не любовь, и не дисциплина и поэтому может интегрировать обе эти категории. Истина достигается через самоотречение: поднявшись над эго и над предубеждениями, человек способен осознать высшую истину. Истина дает ясную и объективную картину собственных потребностей и потребностей окружающих. Дисбаланс любви и дисциплины (и, следовательно, различные нарушения) происходит из-за субъективного, а значит, ограниченного взгляда. Привнесение истины, устраняя предубеждения, позволяет выражать свои чувства (в том числе являющиеся результатом синтеза Хеседа и Гвуры) в наиболее здоровой форме.

Благодаря таким свойствам это качество души получило название Тиферес, то есть Красота: она объединяет различные оттенки любви и дисциплины. Их гармония и обеспечивает красоту.

День первый. Хесед в Тиферес. Любовь в Сострадании

Исследуйте аспект любви в сострадании. Спросите себя:
Является ли мое сострадание мягким и любящим или оно оборачивается навязчивой жалостью?
Не является ли мое сочувствие снисходительным и опекающим?
Даже если оно таковым не является, не воспринимают ли его подобным образом другие?
Наполнено ли мое сострадание любовью и теплотой? Выражается ли оно эмоционально или же его проявления безжизненны?
 
Задание на день:
Помогая другому, проявите свои лучшие качества. Не скупитесь на улыбку, дружелюбные жесты…

День второй. Гвура в Тиферес. Дисциплина в Сострадании

Здоровое и эффективное сострадание нуждается в дисциплине и направленности. Необходимо различать, по отношению к кому и в какой степени проявляется сострадание. Следует знать, когда нужно проявить сострадание, а когда оно должно быть ограничено или вообще не проявляться. Дисциплина в сострадании подразумевает, что настоящее сострадание подчас требует сдерживания. Сострадание – это не выражение нужд дающего, а ответ на нужды получающего.
Не проявляю ли я больше сострадания к незнакомым, нежели к близким людям? Если да, то почему?
Не является ли мое сострадание результатом чувства вины?
Не наносит ли мое сострадание ущерб моим нуждам?
А может, наоборот, мое сострадание к близким умаляет нужды других?
 
Не является ли мое сострадание импульсивным и беззаботным?
Оцениваю ли я, какая степень сострадания необходима в данной ситуации?
Согласовано ли это с потребностью того, к кому относится сострадание?
Не обижает ли его мое сострадание?
Не подавляет ли других мое сострадание? Уважительно ли оно?
Не даю ли я слишком много или слишком мало?
Не пользуются ли другие моей природной склонностью к состраданию?
 
Когда я вижу нуждающегося, не поступаю ли я опрометчиво, проявляя сострадание из чувства вины или жалости без разбору?
Не бывает ли так, что мое сострадание оборачивается во вред (если я, например, даю деньги на покупку чего-то нехорошего)?
Прилагаю ли я усилия, чтобы определить, в чем нуждается данный человек, и помочь ему наилучшим образом?
 
Задание на день:
Проявите ваше сострадание целенаправленно, на чьи-то конкретные специфические нужды.

День третий. Тиферес в Тиферес. Сострадание в Сострадании.

Исследуйте аспект Сострадания в Сострадании – проявление сострадания и его интенсивность.
Истинное сострадание неограниченно. Оно не является лишь продолжением ваших ограниченных потребностей. Сострадание к другому достижимо благодаря отсутствию эгоизма: нужно поставить себя в ситуацию, в которой находится другой, пережить то, что он переживает.
Готов ли я к этому, в состоянии ли это сделать? Если нет, то почему?
Выражаю ли я то сострадание, которое есть в моем сердце?
Что не дает мне его выразить?
Может быть, я чересчур замкнут?
Сострадающе ли мое сострадание – направлено ли оно на других или нужно для самоудовлетворения?
Может быть, мое сострадание происходит от чувства вины, а не от истинной способности к сопереживанию?
Если это так, то как это отражается на качестве моего сострадания?
 
Проверьте себя: выражаете ли вы сострадание, даже если не чувствуете себя виноватым?
Может быть, мое сострадание коренится в чувстве долга?
Искренно ли мое сострадание или является лишь выполнением обязанности?
Является ли мое сострадание присущим мне от природы или выработанной привычкой? Я просто чувствую себя плохо, когда другие страдают? Или я в самом деле могу уделить время и внимание исследованию собственного сострадания, чтобы осознать его ограничения и формы выражения?
Как я выражаю свое сострадание?
Красиво ли мое сострадание?
Глубоко ли оно?
Включает ли оно остальные шесть элементов Тиферес, без которых сострадание останется реализованным не полностью?
 
Задание на день:
Проявите ваше сострадание по-новому, чтобы оно не зависело от ваших личностных ограничений. Выразите свое сострадание тому, к кому бывали несправедливы.

День четвертый. Нецах в Тиферес. Настойчивость в Сострадании

Является ли постоянным и последовательным мое сострадание?
Можно ли на него полагаться или оно непредсказуемо?
Превалирует ли оно над другими моими устремлениями?
Способен ли я на сострадание, даже когда я занят другими вопросами либо лишь в том случае, когда мне это удобно?
Готов ли я встать и пойти в бой за другого?
 
Задание на день:
В разгаре своего делового дня выберите момент, чтобы позвонить человеку, который нуждается в словах утешения. Защитите человека, который нуждается в сочувствии, даже если это повредит вашей популярности.

День пятый. Ойд в Тиферес. Смирение в Сострадании

Чтобы сострадание не было снисходительным, оно должно включать в себя смирение. Ойд – это признание того, что моя способность к состраданию не делает меня лучше, чем тот, на кого мое сострадание направлено. Это признание того, что Б-г, создав человека, который нуждается в сострадании, даровал мне способность сострадать. В сострадании нет места надменности.
Не ощущаю ли я свое превосходство из-за способности к состраданию?
Не смотрю ли я свысока на тех, кто нуждается в моем сострадании?
Есть ли во мне смирение и благодарность Б-гу за то, что Он даровал мне способность к состраданию?

Задание на день:
Проявите сострадание анонимно, не получая абсолютно никакой личной выгоды.

День шестой. Йесод в Тиферес. Единение в Сострадании

Чтобы сострадание реализовалось в полной степени, оно нуждается в единении. Должен сформироваться канал взаимодействия между тем, кто отдает, и тем, кто получает. Это влияние должно быть взаимным, оно должно развиваться начиная с момента отдачи; связь должна быть устойчивой. В этом и состоит самый важный результат утешения.
Поддерживаете ли вы связь с человеком, по отношению к которому проявили сострадание, или «идете своей дорогой»?
Продолжается ли ваше взаимодействие после единичного акта сострадания?
 
Задание на день:
Постарайтесь, чтобы ваше сострадание способствовало построению устойчивых отношений.

День седьмой. Малхус в Тиферес. Царское достоинство в Сострадании

Исследуйте, насколько исполнено достоинства ваше сострадание. Чтобы сострадание было совершенным, включающим все остальные шесть аспектов, оно должно признавать и ценить чужой суверенитет. Оно должно повышать самооценку и чувство собственного достоинства как у того, кто проявляет сострадание, так и у того, по отношению к кому оно проявляется.
Проявляется ли мое сострадание достойным образом?
Проявляется ли величественность моего сострадания?
Укрепляет ли оно достоинство в другом?
Осознаю ли я, что, если я испытываю чувство собственного достоинства, проявляя сострадание, это отразится и укрепит достоинство того человека, на которого сострадание направлено?
 
Задание на день:
Вместо того чтобы просто дать пожертвование, помогите нуждающемуся, чтобы он смог в конце концов сам справиться со своими проблемами и тем самым укрепил бы чувство собственного достоинства.

Симон Джекобсон

Алаха. Отсчет Омера. Законы и обычаи

Дни Омера. Основы

Дни Омера.Первая неделя

 

 

категория: Иудаизм, Статьи; ключслова: психология, философия, заметки начинающего еврея;

 

 

29 апреля 2020

 

 

 

 

Яндекс.Метрика