Дни Омера. Основы

Симон Джекобсон

Сегодня более, чем когда-либо, люди из самых разных слоев общества находятся в поисках цели и смысла жизни. Некоторые находят ответы в медитации, другие – в книгах по самопознанию, в психотерапии, религии, йоге, всевозможных новейших философских течениях.

Между тем сорок девять дней Счета омера можно представить как сорок девять шагов личностного роста.
Каждый из этих дней связан со специфическими областями духовной сферы и предполагает соответствующие упражнения, направленные на достижение положительных изменений.

Многие до сих пор остаются в неведении, что исчерпывающий и проверенный временем ответ на наши духовные поиски был дан более 3300 лет назад на горе Синай. Называется он:
 
Тора

 

«Тора» означает «указание». Тора со всеми ее рассказами является, в сущности, историей нашей жизни, духовной схемой, проливающей свет на самые глубинные слои нашей психики, нашей души. Каждое событие в Торе отражает определенный аспект нашей личности. Через мицвойс, заповеди, Тора учит, как нам реализовать себя в соответствии с тем замыслом, по которому мы сотворены Всевышним. Расшифровывая код Торы, мы раскрываем то послание, которое предназначено каждому из нас.


 Каждое слово Торы обладает глубоким личностным духовным смыслом.

 

 Процесс получения Торы на Синае на самом деле начался за сорок девять дней до ее дарования – с исходом из Египта. Эти сорок девять дней имеют традиционное название – Счет омера.


В книге Ваикро (23:15) сказано: «И отсчитайте себе… от дня приношения вами омера возношения». Омер – это мера объема, равная 3,87 дм3. Евреи приносили омер ячменя начиная с минхи, послеполуденного приношения, второго дня праздника Пейсах. После приношения евреи считали каждый день семи недель – сорок девять дней, – после чего на пятидесятый день праздновался Швуэс, день Дарования Торы на горе Синай.


Даже после разрушения первого и второго Храмов, в которых и происходило приношение омера, традиция Счета омера сохранилась. Начиная со второй пасхальной ночи мы считаем в возрастающей последовательности каждый из сорока девяти дней.


В конце вечерней молитвы в эти дни мы произносим благословение и называем, каким будет по счету начавшийся только что день. Сорок девять дней символизируют терпеливое ожидание евреями получения Торы в праздник Швуэс.


В чем же смысл отсчета сорока девяти дней и как это связано с ожиданием и подготовкой к получению Торы? Какое отношение этот отсчет имеет к нам сегодня и как его можно применить к исследованию глубинных аспектов нашей души?


Ответ на эти вопросы кроется в более глубоком понимании исхода еврейского народа из Египта. Слово «Мицраим» («Египет» на иврите) буквально означает «границы, ограничения» и подразумевает все формы подчинения, жесткой определенности, которые ограничивают, подавляют наше свободное движение и самовыражение или препятствуют ему. Таким образом, уход из Египта означает освобождение от ограничений. После исхода из Египта евреи провели сорок девять дней в пустыне в духовной подготовке к самому значительному событию всех времен – Дарованию Торы Моше и еврейскому народу на горе Синай.


Этот сорокадевятидневный период был периодом интенсивного совершенствования нравственных свойств. В течение сорока девяти дней евреи взбирались ступень за ступенью вверх по эмоциональной лестнице к духовной чистоте. Этот период очищения настолько же необходим в современной жизни, насколько он был необходим более 3000 лет назад. Точно так же, как мы были рабами в Египте, мы можем быть в плену собственной личности, подчиняясь силам, которые представляются нам неподвластными.


Сорок девять дней Счета омера учат нас, как овладеть собственными эмоциями, как постепенно изменить и улучшить нравственные качества, следуя по пути, основанному на вечной истине Торы.


После сорокадевятидневного периода мы подходим к пятидесятому дню, Матан Тора (Дарование Торы), полностью обновившись внутренне благодаря переоценке и развитию каждого из наших сорока девяти качеств. В чем смысл пятидесятого дня, Матан Тора? В этот день мы отмечаем праздник Швуэс. После того как мы сделали всё, что могли сделать собственными силами, мы заслужили дар «матан» Свыше, обрести который было бы невозможно, опираясь на наши ограниченные возможности. Мы получаем способность соприкоснуться с Б-жественным; стать не просто гармоничными людьми, развившими свои личностные качества, а людьми Б-жественными, способными к самовыражению, выходящему за пределы и ограничения нашего бытия.
Счет омера, последовавший за исходом из Египта, – это традиция, которой мы должны придерживаться постоянно – чтобы достичь личностной свободы.


 Эмоциональные свойства Счета омера


 На иврите Счет омера – «сфирас а-омер». Ивритское слово «сфирас» имеет несколько значений. Знаменитый кабалист Рамак (рабби Моше Кордоверо, ум. 1570) в своем монументальном труде Пардес пишет, что это слово родственно словам «миспар» («число») и «сипур» («рассказ»). Третье родственное слово – «сапир» («сапфир») – прозрачный, ярко сияющий кристалл.


Счет омера охватывает различные аспекты эмоциональной жизни. Весь спектр человеческих переживаний делится на семь качеств, или эмоций, каждое из которых подразделяется, в свою очередь, также на семь. Таким образом, получается сорок девять качеств.


 Каждый день имеет собственное предназначение. День – это поток уникальной энергии, ожидающей, когда она будет уловлена и направлена по определенному каналу человеческого.


 Каждый из сорока девяти дней посвящен одному из сорока девяти качеств. Таким образом, энергия каждого дня предназначена для изучения и очищения соответствующего качества. После улучшения всех сорока девяти свойств мы будем готовы к Дарованию Торы, поскольку теперь мы пребываем в гармонии с сорока девятью Б-жественными свойствами, от которых происходят свойства человеческие.


 Ниже следует описание семи эмоциональных свойств, в различных комбинациях, составляющих сорок девять качеств, которые необходимо развить в течение этого периода.
 
Хесед: Любовь, Доброта, Благотворительность.


Гвура: Правосудие, Дисциплина, Ограничение, Трепет.


Тиферес: Красота и Гармония, Сострадание.


Нецах: Постоянство, Стойкость, Целеустремленность.


Ойд: Скромность, Великолепие.


Йесод: Единение, Основание.


Малхус: Царское достоинство, Суверенность, Лидерство.
 
В течение сорокадевятидневного периода Счета омера идет отсчет дней и недель. Каждая неделя представляет определенное свойство, и каждый день недели представляет определенный аспект данного атрибута. Поскольку полноценные эмоции многогранны, они включают в себя спектр всех семи свойств.
Например, первая неделя Счета омера посвящена Хеседу – свойству Любви и Доброты. В первый день первой недели мы имеем дело с Хеседом в Хеседе – аспектом Любви в свойстве Любви. Во второй день первой недели мы сосредотачиваемся на Гвуре в Хеседе – аспекте ограничения в свойстве Любви. В третий день – на Тиферес в Хеседе – аспект Гармонии в свойстве Любви. И так далее для всех последующих дней.


Такой каждодневный анализ позволяет нам объективно взглянуть на наши эмоции. Видение их сильных и слабых сторон в свою очередь позволяет нам развивать и совершенствовать эти чувства по мере продвижения к эмоциональной и духовной зрелости.



Первая неделя. Любовь.

Дни Омера. Третья неделя. Сострадание

Алаха. Дни Омера. Законы и обычаи

Вторая неделя.Дисциплина.Правосудие

 

 

категория: Иудаизм, Статьи; ключслова: психология, философия;

 

 

2 мая 2013

 

 

 

 

Яндекс.Метрика