О духовном дифференциальном исчислении

Динамика духовного роста, усилия, прилагаемые для этого, вот то, что в иудаизме ценится особо высоко. Это значит, что человек замечательный от природы и праведник, что относит свои достижения на свой счет, оба ценятся ниже, чем тот, кому приходится стараться изо всех сил, чтобы сделать хоть малое доброе дело.
По крайней мере, я так это понимаю.

В обыденной жизни хорошему человеку многое прощаешь, а паршивцу — ничего. В иудаизме, наоборот, считается, что с хорошего человека спрос больше, поэтому с него за малейший огрех строже спрашивается. А тому, кто похуже, самое малое доброе дело идет в самую большую заслугу.
То есть, ценится не столько абсолютная величина, сколько динамика роста. И чем человек лучше, тем ему этот рост тяжелее дается. Такое вот духовное дифференциальное исчисление.

Конечно, это не значит, что не надо стараться стать лучше, чем ты есть. Стараться надо. Но чем ты лучше, тем больше соблазн отнести свои достоинства на свой собственный счет, от этого возгордиться, и тогда — все твои достижения пойдут насмарку. Короче, скромнее надо быть, причем чем дальше, тем больше.

Впрочем, некоторым  не приходится напрягаться, чтобы быть хорошими людьми. Они от природы таковы — не злословят, не врут, помогают слабым. Это замечательно, но в иудаизме особо ценятся те, кому ради духовного роста пришлось свою природу изменить, приподняться над ней. Для этого им приходится сильно постараться и вот это старание — их великая заслуга. Например, если от рождения жадный, человек начинает помогать бедным, сплетник перестает разносить слухи или даже правду, но такую, что может быть неприятна тому, о ком говорят. Такие люди, в определенном смысле, стоят выше тех, кому и в голову не приходит нарушить заповеди. То есть, речь опять идет об ускорении, а не о скорости, об изменениях, а не об уровне.

Да, жизнь коротка, совершенство недостижимо, но тем человек и отличается от животного, что у него есть выбор — улучшать свои душевные качества или оставить все как есть. В этом случае он будет как животное, даже хуже, ведь корова или собака не имеют возможности поступать неправильно, они движимы исключительно своей природой. А чем движим я? Управляю ли я  своими желаниями или они мной управляют? Отвечать ли мне на эти вопросы или выбросить из головы — опять же мой личный выбор. Как писал товарищ Ж.П.Сартр :"Человек обречен быть свободным".


 

 

 

категория: Иудаизм, Статьи; ключслова: психология, философия;

 

 

2 марта 2015

 

 

 

 

Яндекс.Метрика