Еврейские мудрецы о гневе
Великий еврейский мудрец раби Моше бен Нахман (Рамбан, XIII век) писал в своем знаменитом письме-наставлении сыну:
«Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева — дурной черты, приводящей человека к греху… А когда ты удалишься от гнева, в твое сердце проникнет смирение — наилучшее из всех человеческих качеств…»
Самообладание, борьба с гневом лежит в основании процесса созидания человеческой личности. Не существует никакого «праведного», «благородного» гнева.
Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным. Враждовать, ненавидеть, мстить, злословить, — все оказывается возможным.
Гнев относится к числу тех качеств, о которых сказано: «Кормящий его — морит голодом, заставляющий голодать — насыщает».
Бороться с гневом на всех фронтах, избегать малейшего его проявления — вот единственный рецепт достойной человеческой жизни!
Cреди множества советов о том, как оберечься от гнева, несомненно, главенствуют два: молчание и тихая речь. Как показал опыт, эти советы лучше всех остальных, и они непременно помогут тому, кто будет им педантично следовать.
Возьмем, к примеру, распространенную ситуацию со сварливой женой. Когда она начинает возмущаться и выражать недовольство по отношению к мужу или к его семье, не следует отвечать ей ни единым, даже добрым словом и доказывать, что он или его родственники правы в данном вопросе.
Мужу следует, однако, с самого начала семейной жизни завести в доме такой порядок: он, а не жена, будет управлять финансами и имуществом. Как сказали мудрецы (Бава меция 75): «Трое вопиют и не получают ответа, и один из них — тот, над кем властвует жена».
И во всех делах, которые он хочет сделать и думает, что жена воспротивится этому, пусть исполнит сказанное мудрецами: «Не умножай разговоров с женщиной» (Авот 1:5), т. е., насколько это возможно, скроет от нее это дело.
Таким же образом следует поступать, когда кто-то другой спорит с вами и вы видите, что ответ не изменит мнения собеседника, поскольку тот не ищет истину, а просто хочет уязвить вас или победить в споре, или же если спорщик по своему характеру упрям и упорен. В таком случае лучше промолчать, так как такой спор может привести к раздражению и гневу.
Особенно следует остерегаться, когда жена или кто-то другой проклинают или оскорбляют вас напрасно, позорят всякими вымыслами, рассказывая чего отроду не было. Не отвечать им ничего, не оправдываться и не взывать к их совести по вышеупомянутым причинам. Ведь если человек не возьмет себе за твердое правило никогда не отвечать на оскорбления, то, в конце концов, непременно нарушит запрет гневаться.
Когда жена или кто другой оскорбляют вас, стоит сказать им с выражением радости на лице: «Жена моя или брат мой! Я читал в книгах, что очень хорошо и полезно слушать оскорбления. Поэтому я прошу тебя — оскорбляй меня еще и не жалей ругательств, поскольку я очень рад этому и получаю от этого огромное удовольствие. Поэтому сделай мне, пожалуйста, одолжение, и прокляни меня еще разок!» И так, с радостью, отвечайте раз за разом на проклятия. Подобные речи помогут вам не разозлиться и избежать гнева в сердце, но принимать обиды с радостью. Можно также ответить: «Ты думаешь, что заставишь меня сердиться? Даже десять таких, как ты, не смогут этого добиться!»
Если же вы не уверены, что сможете выдержать унижения и оскорбления и не рассердиться, вам следует покинуть «арену битвы», чтобы не слушать ругательства в свой адрес; к тому же собеседник в отсутствии объекта ругани прекратит оскорблять вас.
Если вы слышите, что вас оскорбляют и унижают, заткните себе уши.
«Не вмешивайся в чужой спор, потому что они, в конце концов, помирятся между собой, а ты останешься при гневе».
Если кто-то поступил против вашей воли, воспрепятствовав совершению доброго дела или совершив злое не следует совершенно говорить об этом, ни сразу же, ни по прошествии времени, ни даже абсолютно беззлобно упрекнуть обидчика. Не нужно спрашивать его: «Почему ты сделал мне то-то и то-то?», поскольку это не принесет никакой пользы (ведь дело уже сделано), а только повлечет за собой новую вспышку раздражения и гнева. Если же вы хотите предотвратить повторение подобной ситуации в будущем, следует прежде всего успокоиться и затем остывшей головой подумать, как оберечься в следующий раз. Если же необходимо принять неотложные меры, все-таки следует немного подождать, пока вы не будете уверены, что более не разгневаетесь и сможете заставить себя говорить с максимальным спокойствием. Следует говорить очень тихим голосом, мягко и мирно, и остерегаться гнева и раздражения. Это также принесет пользу, повышая вероятность того, что оппонент согласится с вами.
Есть еще один отличный совет, как избежать гнева, совет, который творит чудеса: приучить себя всегда говорить насколько это возможно тихим голосом. Это наилучший способ выработать в себе качество терпеливости. Ведь остальные способы задействуются не постоянно, а только в тот момент, когда человека оскорбляют или действуют против его желания, и может случиться, что такого долго не произойдет. Поэтому ими тяжело изменить свой характер, ибо чтобы изменить характер, нужно постоянно работать над собой. Но говорить тихим голосом можно постоянно, и поэтому легче себя к этому приучить, и таким образом вы избежите гнева. По этой причине раздражительному человеку следует направить все усилия на то, чтобы всегда говорить тихим голосом.
Если жена надоедает мужу, много раз спрашивая об одном и том же, следует проявить терпение и отвечать ей с приветливым выражением лица.
Разрешено только выказывать гнев, гнев же в сердце запрещен всегда.
Главный совет — сделать для себя непреложным законом, что если вы вынуждены иногда выказать гнев, вы не должны спешить с этим, но выждать какое-то время, пока не удостоверитесь в том, что перестали горячиться.
Царь Шломо сказал об этом (Коэлет 7): «Не спеши гневаться, ибо гнев гнездится у глупцов за пазухой».
К одному праведнику обратился некий еврей, который по природе был очень гневлив и постоянно сердился на своих домочадцев и других близких людей. Мудрец дал ему такой совет: «Установи для себя как закон, что всякий раз, прежде чем накричать на кого-то, набери в рот немного воды и подержи пять минут. После этого выплюни воду и можешь говорить, что хочешь!»
Еще один хороший совет: считать до 50, чтобы успокоиться.
А еще лучше — подождать до следующего утра, ведь за ночь гнев окончательно уляжется.
Вспыльчивому же человеку нельзя даже внешне выказывать гнев, поскольку он не сможет удержаться и рассердится по-настоящему, и все на свете советы ему не помогут.
Человек рожден не для чего иного, кроме как для сокрушения прирожденных отрицательных черт своего характера.
«Кто силен? Тот, кто обуздывает свое злое побуждение (Авот 4:1).
Тот, кто по-настоящему боится нарушить запрет гнева в сердце, должен быть готов понести материальные убытки, но не выказать и малого гнева.
Если человек знает, что не сможет удержаться от того, чтобы разгневаться по-настоящему, ему следует отказаться от профессии учителя, как сказали мудрецы (Авот 2): «Раздражительный человек не может обучать»
Есть много способов воздействовать на детей по-хорошему, не прибегая к гневу, и всякому человеку следует их использовать, а в особенности — человеку раздражительному, который не может «разыграть» гнев, не сердясь на самом деле. Вот некоторые из этих способов:
Щедро награждать ребенка, когда он ведет себя как следует, и наоборот, за плохое поведение лишать его каких-то удовольствий.
Следует как можно чаще проявлять свою любовь к ребенку, особую близость к нему, хвалить его и тогда он тоже будет тянуться к родителям и слушаться их. В особенности нужно поступать так с трудными детьми, на которых не оказывают действия назидания и упреки.
Нужно оценить, кто есть человек, делающий или говорящий раздражающие вас вещи: если он глупец, стоит подумать: этот человек безумен, его в его речах не больше смысла, чем в лае собаки или птичьем щебете. Если же вас срамит мудрец, следует подумать и признать, что он говорит для вашей же пользы, и радоваться этому.
Человеку следует поразмышлять над тем, что для искупления своих грехов он испытывает в этом мире страдания. Страдания эти делятся на два вида. Первый — это различные физические мучения, болезни и смерть, не про нас будь сказано. Такие страдания очень тяжелы, и мешают жизни человека, изучению Торы и служению Всевышнему. Насколько же легче и удобнее второй вид страданий — словесные обиды и оскорбления, искупающие все грехи! Поэтому следует принимать их с радостью, и знать, что Всевышний, любя вас, посылает вам легкие страдания, чтобы очистить от грехов.
И особенно если кто-то незаслуженно обидит вас, в этом случае он отдает обиженному часть своих заслуг и получает часть ваших грехов — несомненно, что следует не сердиться на него а, наоборот, благодарить.
Уступчивость в финансовых вопросах также помогает избежать гнева.
Если чужой человек причинил вам материальный ущерб — в случае небольшого убытка, нужно простить ему и не обращаться в суд по мелочам. В случае значительного ущерба, когда дело доходит до суда, не следует метать громы и молнии, бранить и проклинать нанесшего ущерб, призывать на его голову небесные кары. И на суде не должно забывать о милосердии. Если же взыскать деньги по суду невозможно, то вы поступите мудро, простив ответчика.
Ложь и вглядывание в лицо лжеца приводит к гневу.

категория: Бизнес, психология и прочее, Иудаизм, Статьи; ключслова: психология, философия, заметки начинающего еврея;
5 апреля 2017
Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354