Еврейский суд. Некоторые факты

Нет косвенных доказательств

В качестве доказательств обвинения принимаются только показания непосредственных свидетелей, которые своими глазами видели преступление. Их должно быть не менее двух, каждый — вызывать доверие суда, то есть обладать определенной репутацией и быть готовым пройти подробный допрос. Умозаключения в расчет не принимаются. Например, оба видели, что в закрытое помещение вбежал еврей, а за ним другой, размахивая ножом. А потом в этом помещении обнаружен труп первого, а второй стоит рядом и у него в руках окровавленный нож. Поскольку самого факта убийства никто не видел, обвинение в убийстве судом предъявлено не будет.

Ответственность свидетелей

Если в суде будет доказано, что свидетели сознательно оговаривают обвиняемого, то им самим полагается наказание, которого они для него добивались. Если ему грозила смертная казнь, то она ожидает лжесвидетелей. А если суд все таки решит, что обвиняемый виновен, то именно свидетелям обвинения придется лично участвовать в его казни. Поэтому цена слова в этом суде чрезвычайно высока. 

Правда, если после суда и казни, выяснится, что это был оговор, клеветников уже  не казнят. Считается, что раввинский суд не ошибается и Творец решил, за известные лишь Ему дела, лишить жизни этого человека. А может случиться, что настоящий преступник будет все таки обнаружен и казнен и тогда выйдетя, что за одного еврея убили двух, а это противоречит принципу «мера за меру». Один из принципов еврейского судопроизводства — лучше оставить без наказания виновного, чем осудить невинного.

Ответственность судей

Конечно, такой подход подразумевает чрезвычайно высокие требования к судьям. Они должны быть настоящими мудрецами. Еврейский мудрец, это не просто эрудит и логик, он сам живет  по законам, по которым судит. Его репутация безупречна. И он ей дорожит. Например, ему строго запрещено получать малейшую выгоду от участников процесса. Агада рассказывает, как судья направляясь на суд, вступил на борт некоего судна. Один человек подал ему руку на трапе. Позже оказалось, что он участник разбирательства. Судья добровольно вышел из процесса. Так же поступил мудрец, которому одна из сторон тяжбы поднесла стакан воды. Такие люди обладают абсолютным авторитетом и ответственностью. Закон не дает им шанса «переиграть» свое решение. И потому они просто обязаны быть безупречны. И доверие граждан к ним — абсолютно.

Презумпция невиновности

Задача еврейского суда  — оправдать еврея. Возможно, поэтому столь  сложна была  система доказательств его вины. Например, прелюбодей, которому полагается за его грех смертная казнь, должен быть заранее предупрежден о недопустимости подобного поведения. Принцип прост: не было предупреждения, не будет и наказания. И, естественно, должны быть два реальных свидетеля преступления. Очевидно, при таких условиях, обвинительные приговоры выносились довольно редко. По некоторым мнениям мудрецов, суд, раз в 70 лет приговаривавший еврея к смерти, назывался «кровавым». По другим оценкам, для получения подобного названия суду достаточно было выносить смертельные приговоры раз в 7 лет. В любом случае, человек, попавший под суд, мог быть уверен, что решение будет справедливо.

 

 

 

 

 

категория: Иудаизм, Статьи;

 

 

15 сентября 2015

 

 

 

 

Яндекс.Метрика