Уроки еврейского счастья. №1

В основе этого курса, созданного по материалам Института изучения иудаизма Рора — позитивная психология и иудаизм, в том числе — учение хасидов.
Статья о том, почему радость, скромность и вовлеченность — основа счастья для еврея.
На занятиях учащиеся работают с первоисточниками: исследованиями психологов, Торой, Талмудом, трудами еврейских мудрецов.

Радость

С точки зрения здравого смысла, быть радостным — выгодно. Счастливый человек, по сравнению с грустным, легче решает текущие проблемы, успешнее в бизнесе и личной жизни, в конце концов — дольше живет.
В духовном смысле радость — это то, что требуется для реализации человеком своего личного жизненного проекта. Именно радость пробуждает лучшие человеческие качества: стремление к справедливости и свободе, готовность прийти на помощь, совестливость. Она помогает в полной мере раскрыть свои дарования на радость окружающим.
Хасидское мировоззрение подразумевает целостную картину мира, в которой каждая, даже самая малая его часть, чрезвычайно важна и влияет на состояние всей системы. Человек, в отличие от растений и животных, обладает разумом и свободной волей. Поэтому он имеет возможность отличать добро от зла и делать выбор в пользу лучшего. Радость помогает ему в этом выборе не ошибиться.

Скромность

Скромность, в еврейском понимании, вовсе не подразумевает заниженной самооценки. Наоборот, в ее основе — уверенность в том, что в каждом человеке есть несомненные достоинства. Собственно, из этого же исходит и позитивная психология, которая, в первую очередь, интересуется тем, что в данном человеке есть замечательного и как ему лучшим образом этим бесценным даром воспользоваться.
Слово «дар» точно выражает отношение скромного человека к своим достоинствам. Он понимает, что его возможности — не его заслуга, а подарены ему авансом. И потому не гордиться ими надо, а аванс отрабатывать, то есть свой проект в меру сил реализовывать. 
Это соображение помогает избежать как заниженной, так и завышенной самооценки. И гордец, и считающий себя ничтожеством вечно недовольны жизнью. Гордецу кажется, что он по своим заслугам достоин большего. Постоянно недовольный собой человек, стараясь угодить всем, всех подозревает в попытке указать на его мнимые недостатки. Оба слишком заняты собой, чтобы быть счастливыми.
Когда человек здоров физически, он не замечает своего тела. То же относится и к духовной сфере. Духовно здоровый человек не занимается самокопанием. Он увлечен своей миссией, в обыденной жизни мы говорим о таких: человек занимается своим делом. Эти люди о себе не особенно думают. И потому в их глазах — всегда отблеск радости.

Вовлеченность

По настоящему скромным человека делает способность погрузиться в то, что происходит «здесь и сейчас», забыв на время о прошлом, которого уже не изменить и не беспокоясь, до поры, о будущем, которого пока нет. Он просто не думает о себе, поглощенный достижением своей конкретной цели. Психологи называют такое состояние «потоковым». В этом состоянии находится скрипач, погруженный в исполнение виртуозного этюда. Таков альпинист, внимание которого полностью приковано к процессу подъема на высоту. Они оба счастливы, поскольку заняты своей миссией, обращенной вовне, а не размышлениями о самих себе.
Иудаизм исходит из того, что человек должен жить осмысленной жизнью. Это значит, каждый миг имеет свое значение. И конкретная ситуация — не результат случайного совпадения непредсказуемых событий, а шанс проявить свои лучшие качества. Для этого у человека есть все необходимые ресурсы. У каждого свои. Один обладает незаурядным интеллектом, другой — силен физически, у третьего дар артиста. И если эти ресурсы направлены на то, что называется «добрыми делами», то это делает их носителей по настоящему счастливыми, а жизнь — осмысленной.
Итак, радость — это ключ к раскрытию лучших качеств человека. Истинная скромность удерживает его от излишних размышлений о самом себе. Вовлеченность в достижение своей цели делает жизнь осмысленной. Поэтому радостный скромный, увлеченный своим делом человек всегда готов к неизбежным проблемам земного существования. Об этом и будет следующий урок.




 

 

 

категория: Семинары, тренинги, консультации, Иудаизм, Статьи;

 

 

17 мая 2015

 

 

 

 

Яндекс.Метрика