Эмоциональный интеллект. Еврейский взгляд.

Вопрос о взаимодействии эмоций и разума, интеллекта и чувств, имеет многолетнюю историю своего осмысления. Каждый, приходящий на эту поляну, волей-неволей вступает в конкуренцию с выдающимися мыслителями, по крайней мере, в трех областях. Это мысль религиозная, мысль философская и мысль художественная.

Вопрос о взаимодействии эмоций и разума, интеллекта и чувств, имеет многолетнюю историю своего осмысления. Каждый, приходящий на эту поляну, волей-неволей вступает в конкуренцию с выдающимися мыслителями, по крайней мере, в трех областях. Это мысль религиозная, мысль философская и мысль художественная. Результаты этих размышлений образуют фон на котором только и можно рассматривать современные идеи о взаимодействии интеллекта и эмоций.

Религиозная мысль исходит из того, что у человечества в целом и у каждого человека в отдельности, есть цель существования, предназначение, смысл. Для достижения своей личной цели человеку даны все необходимые инструменты, в том числе, интеллект и эмоции, а также — инструкция по их правильному использованию. Правильному, значит служащему достижению его цели. В этом случае каждый человек — это маленькая точка, мазок краски в картине мира. Или — слово в мировом тексте. И от него зависит каков будет этот текст и эта картина. Поэтому значимость интеллекта и эмоций, в данном случае, определяется тем, насколько они служат достижению этой цели.

Философский подход вполне допускает, что цели существования мира — нет, а если и есть, то человеку он не доступна. Его задача, следовательно — прожить отведенные ему годы по возможности избегая страданий, а для этого есть разные способы. Например, поменьше поддаваться эмоциям и желаниям, поскольку желания никогда не выполняются до конца и потому вызывают новые страдания. И тогда можно спокойно дождаться смерти, поскольку жизнь человека — лишь искра меж двумя безднами тьмы: той, что была до рождения и той, что будет после смерти. Мы не беспокоимся о первой, зачем беспокоиться о второй? Это можно назвать взглядом Шопенгауэра. Или «не плакать, не смеяться, не ненавидеть, но понимать». Смотреть на жизнь «с точки зрения вечности». Это взгляд детерминиста Спинозы. Коль все предопределено, то нет разницы между добром и злом. Спиноза создал свою собственную интеллектуальную религию, в основе которой — математическое доказательство неизбежности любви к Богу.

Искусство не столько рассуждает, сколько приводит примеры того, что происходит с человеком, у которого нет гармонии между разумом и эмоциями. Один из самых ярких примеров — Гамлет. Этот интеллектуал, привыкший размышлять над своими чувствами страдает именно потому, что не испытывает того, что , по его мнению, должен был бы чувствовать. Он понимает, что должен ненавидеть Клавдия, "накручивает " себя постоянно бранью в его адрес, он буквально приказывает своей душе чувствовать ненависть и готовность убить, но, до поры, не убивает, а только  бранит сам себя за собственную вялость.

Еврейский подход к взаимодействию разума и эмоций, являясь религиозным, исходит из того, что душа человека имеет довольно сложное строение. Упрощенно его можно представить в виде двух составляющих — витальных, то есть жизненных сил, и сил разума. Витальные силы — это естественные человеческие желания, физиологические и эстетические. Человек, вполне естественно,  желает сохранить свою жизнь, получать удовольствие от хорошей еды и приятного общения, произведений искусства, он хочет, чтобы к нему хорошо относились и т.д. Но кроме того, ему хочется чтобы жизнь его была осмысленной.  Он желает не просто жить, но жить справедливо, по совести, Он задумывается о том, что есть добро и зло. Его волнуют вопросы мироздания, такого сложного и такого гармоничного. Он постоянно пытается выйти за рамки материальной обыденности.

Эти две силы дополняют друг друга подобно тому, как лошади дополняют седока. Седок без лошадей слаб, он в одиночку просто не сможет достичь своей цели, ему необходима для этого жизненная энергия. А лошади без седока слепы. Они запросто могут сбиться с дороги травки пощипать, с другими  лошадками по лугу побегать. Поэтому разумный ездок о лошадях заботится, но вожжи держит крепко в своих руках. В этом и заключаются взаимные возможности и ограничения разума и эмоций.

Витальные силы от человека зависят мало — он определяются его наследственностью, местом и временем рождения, случайными обстоятельствами жизни. Но силы разума — это зона ответственности человека.  Как говорят мудрецы: «Все в руках небес, кроме страха перед небесами». Если уж тебе суждено проливать кровь — ты ее прольешь неизбежно. Но у тебя есть выбор: оптимальный — быть хирургом, нейтральный — стать мясником, и плохой — заняться разбоем. Только от свободной воли человека, в конечном счете зависит на что он направит свой интеллект и свою способность чувствовать.

Применительно к бизнесу, можно эту мысль сформулировать так: если тебе дано понимать другого человека, только от тебя зависит на что ты потратишь этот дар: будешь помогать другим в трудную для них минуту, станешь просто успешным управленцем или жуликом на доверии.
 

 

 

категория: Иудаизм, Статьи; ключслова: психология, философия, Гамлет, Шопенгауэр;

 

 

2 октября 2015

 

 

 

 

Яндекс.Метрика