Какого Бога нет. По следам одной дискуссии.

Того Бога, существование которого отрицают некоторые атеисты, действительно нет. Нет Бога, затмевающего человеку разум и порабощающего его волю. Нет Бога — противника науки, нет Его, снимающего с человека ответственность за его слова и поступки.

Есть Творец — нематериальный источник огромного, непостижимого, прекрасного, гармоничного материального мира. Есть человек, как часть этого мира. Человеку дан разум для его постижения, и для различения добра и зла. А еще, в отличие от растений и животных, каждый из нас наделен Творцом свободой выбора, а значит, несет ответственность за свои слова и поступки. Достижения науки дают человеку все новые инструменты для того, чтобы он был счастлив. Или, если выбор сделан в другую сторону, служили ему во вред. То есть, сами по себе эти достижения не плохи и не хороши до тех пор, пока человек не начинает их использовать. Космос может служить источником новой энергии — или стать местом космических войн. Интернет может служить средством общения и познания или служить каналом распространения всякой дряни. В выборе цели использования достижений науки и проявляются воля и разум человека.


От нас не зависят даты прихода и ухода из жизни. Мы не можем повлиять на место и условия своего рождения, не выбираем родителей. Но только от самого человека зависит, как он проживет свою жизнь. Например, будет ли она наполнена смыслом или останется бессмысленной погоней за удовольствиями. От человека зависит и источник из которого он этот этот смысл будет извлекать. Для верующего человека таким первоисточником смысла является Творец. Для неверующего — другие люди или даже он сам. В этом случае, есть риск, что он присвоит себе функции Творца и станет действовать на основании неких идеологических схем. Например, решит „улучшить“ человечество по национальному или классовому признаку. 20 век дал нам трагические примеры такого подхода. Это фашизм и коммунизм. Гитлер считал себя вправе уничтожить миллионы человек только потому, что они были „не той“ расы, Сталин сделал то же со своими соотечественниками на основании так называемой классовой борьбы. И ныне еще появляются подобные „улучшители“ типа Брейвика или Виноградова.


Выводы мои такие. Наука занимается тем, КАК устроен этот мир. Религия — тем, ЗАЧЕМ он так устроен. Поэтому никакого противоречия между ними быть не может. Наука каждый день повышает нашу ответственность за результаты применения ее достижений, а религия дает человеку понятие о том, что есть добро и что — зло.


Сократ говорил, что никто сознательно не зол. То есть человек совершает плохие поступки лишь от незнания того, что есть добро. И потому у каждого из нас есть выбор — стремиться разобраться в этих непростых вечных вопросах или отказаться от этого стремления. И еще — я могу сам выбирать — из каких источников черпать знания по этому поводу.


Для верующего человека таким источником являются сакральные тексты и мнения людей, моральному авторитету которых он доверяет. Неверующий может обратиться к шедеврам мировой культуры, например, русской литературе. Ко всем, верующим и неверующим, живущим в светском государстве, относится корпус текстов, относящихся к правам человека и толерантности. Не сомневаюсь, что человек, глубоко обдумавший произведения русской классической литературы, знакомый с Декларацией прав человека и сопутствующими документами, никогда не станет утверждать, что вера в Творца — затмевает разум и порабощает волю. При этом, верит ли он сам — его личное дело и свободный выбор.


На то и даны ему Творцом разум и воля.

 

 

категория: Иудаизм, Заметки;

 

 

28 ноября 2012

 

 

 

 

Яндекс.Метрика