Камасутра без эротики

Для современного бизнеса характерно ужесточение конкуренции, которая смещается из сферы материальной и рациональной в сферу нематериальную и иррациональную. Это приводит к тому, что предприниматель, занимаясь стратегией и тактикой своего бизнеса, все чаще вынужден задаваться так называемыми «вечными» вопросами, т.е. такими, на которые в том или ином виде отвечает каждый человек всю свою жизнь и всей своей жизнью.

Насколько мои внутренние предпочтения и убеждения соответствуют внешним предпринимательским целям? Как выстроить целесообразные, т.е. сообразные этим целям, отношения с персоналом и клиентами? Где граница между управлением, принуждением и манипуляцией? Как мое представление о сотруднике влияет на его представление обо мне? Вопросам нет конца, как не бывает и окончательных ответов на них, но сама процедура поиска и сопутствующие ей размышления делают человека – человеком, а предпринимателя – истинным творцом своего дела.

Меж тем, существует область человеческой деятельности, в которой накоплен бесценный опыт подобного рода размышлений и поисков. На протяжении веков выдающиеся мыслители, философы и писатели, драматурги и поэты, настоящие знатоки человеческих душ, создавали шедевры, в которых находили свое отражение самые сущностные вопросы человеческого бытия. Игнорировать этот опыт в наш прагматичный век просто нерационально. Кроме того, черпая из этого источника, мы получаем эстетическое и интеллектуальное наслаждение, что делает саму процедуру увлекательной, а, значит, продуктивной. Итак, взглянем на шедевры мировой культуры с точки зрения современного предпринимателя.

«Поклонение дхарме, артхе и каме! Ибо они – предмет этой науки. Поклонение и наставникам, которые обучают им! Ибо они связаны с этими целями». Так начинается Камасутра, древнеиндийский трактат о культуре человеческих отношений, созданный приблизительно полторы тысячи лет назад Ватсьяяной Малланагой. В чем смысл приведенного восклицания? Дхарма – это свод правил, определяющих должное поведение человека. Артха – приобретение и надлежащее использование материальных ценностей, выгода, а шире – стратегия практического поведения в целом. Кама – сфера чувственной, эмоциональной жизни, возбуждение и удовлетворение чувств, физическая любовь. Автор Камасутры, таким образом, призывает рассматривать каждый поступок человека одновременно в трех аспектах: этическом, прагматическом и чувственном.

А как оцениваем мы свои поступки? Как получение нами выгоды сочетается с общепринятыми правилами поведения? Получаем ли мы при этом удовольствие и доставляем ли его другим? Прислушаемся к совету мудреца: «Пусть совершает человек то дело, которое помогает достижению трех целей, или двух, или же одной, но не то, которое, способствуя одной, вредит двум остальным». И это можно назвать первым уроком Камасутры.

В Камасутре поразительным образом сочетаются два способа описания человеческого поведения: научный подход, осознающий границы своих возможностей и чувство, признающее право науки вторгаться в ее область. С одной стороны налицо тщательно разработанная структура содержания, которая декларируется в первой же главе: «Итак, всего здесь тридцать шесть частей, шестьдесят четыре главы, разделов – семь, предложений – тысяча с четвертью. Таково содержание науки. После того, как оно вкратце передано, излагаются его подробности, ибо знатокам в этом мире желанна и сжатая и пространная речь». И все 64 главы насыщены четкими определениями, многочисленными классификациями, инструкциями, рекомендациями по их применению, ссылками на «первоисточники» и комментариями автора по поводу этих ссылок.

С другой стороны, вся эта сложная конструкция буквально напоена страстью. Подробные классификации расцвечены метафорами, а скрупулезно прописанные технологии, одухотворены таким отношением к процедуре, которое вполне допускает нарушение всяческих правил. Так, одна из глав, с очень конкретными рекомендациями и подробными описаниями, завершается стихом:

«В подобных случаях не размышляют
и не следуют предписаниям.
Когда совершается страстное соединение,
Здесь действует лишь влечение».

И еще: «Настолько лишь простирается действие наук, насколько слабо чувство в людях: когда же колесо страсти пришло в движение, то нет уже ни науки, ни порядка». Не так ли и в момент совершения предпринимательской сделки порой не разобрать, что достигается «техническими приемами», а что – импровизацией и творчеством? И почему уровень бюрократизации служебных отношений обратно пропорционален уровню взаимопонимания? Чем одухотворены наши служебные приказы и должностные инструкции? И вообще, относимся ли мы к своему делу также как автор Камасутры к предмету своего описания? В размышлениях над подобными вопросами и состоит второй урок древнеиндийского трактата.

Вся Камасутра проникнута духом свободы и уважения к личности. «Ни чрезмерным потворством, ни чрезмерным упорством не добиваются успеха у девушек – пусть, поэтому идут средним путем. Кто знает, как пробудить доверие в девушке, приносящее любовь ему самому и умножающее славу женщин, тот бывает ими любим. Кто не проявляет внимание к девушке, тот не понимает ее намерений и достоин презрения, подобно скоту». Другими словами, хочешь добиться – нравься!

Свобода и уважение, впрочем, опираются на вполне определенный уровень культуры. Так, в первом разделе, приводится список 64 знаний, примыкающих к Камасутре. Среди них пение, игра на инструментах, танцы, рисование, украшение цветами, искусство нарядов, игра в загадки, в стихи, употребление труднопроизносимых слов, чтение книг, знание пьес и рассказов, совместное чтение, знание правил приличия, передача слов с помощью пальцев и еще 49 пунктов по списку. Тот, кто этими знаниями овладел, «попав в тяжкие бедствия,… счастливо живет благодаря этим знаниям. …От постижения искусств возникает благополучие; пусть, однако, применяют их, сообразуясь с местом и временем, или же не применяют совсем». Ясные требования к уровню знаний всех участников отношений, понимание уместности применения тех или иных навыков в сочетании с безусловным, т.е. не независимым от условий, уважением к личности – вот третий урок для предпринимателя.

Некоторые рекомендации Камасутры носят непосредственный характер и не нуждаются в комментариях. «Искусность в речах, самообладание, умение разбираться в признаках поведения и выражения лица, спокойствие, знание слабых сторон другого, авторитет, способность ввести в заблуждение, знание, когда действовать, способность здраво рассуждать, сопровождаемая быстрым действием». Перед нами готовый перечень компетенций менеджера по работе с клиентами. Полезными для предпринимателя могут оказаться даже названия глав этого замечательного произведения. «О привлечении посетителей», «О способах приобретения денег», «О способах прогнать посетителя», «О видах прибыли», «Рассуждение об усложнениях и сомнениях, связанных с выгодой и невыгодой», «О подчинении», «О том, как сделаться привлекательным» и т.д. Что мы можем сказать по этим вопросам применительно к нашему бизнесу? Есть ли в наших локальных документах подобные главы? Числу уроков Камасутры нет числа.

Рамки статьи позволяют лишь прикоснуться к бездонным источникам бесценной информации. Как поступить далее – каждый выбирает сам. К нашим услугам – вся мировая культура.

 

 

категория: Семинары, тренинги, консультации, Глазами предпринимателя, Статьи; ключслова: искусство, бизнес, философия, литература;

 

 

5 мая 2008

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика