Кто придумал ценности и убеждения?

В одной из дискуссий о ценностях и свободе, мне был задан прямой вопрос: „Кто первым придумал ценности и убеждения? Или они возникли просто по законам природы?“
Вот тезисы моего ответа.

1. Говорить о ценностях и убеждениях можно только применительно к человеку. К животному и растительному миру эти понятия не относятся .  Ни у животных ни у растений нет свободы выбора правил своего
существования. Для них эти правила определены исключительно законами природы. А ценность тогда лишь имеет смысл, когда есть выбор — следовать ей или нет. И такой выбор есть только у человека.

2. Соответственно, объяснять существование ценностей и убеждений законами природы, которыми занимаются естественные науки — пустое дело. Законы природы и сами себя объяснить не могут. Но это — другая тема.

3. Каждый человек рождается способным воспринять понятия добра и зла, справедливости и гнета, прекрасного и ужасного и т.д. Насколько эти способности у него разовьются зависит от многих факторов, наследственности, воспитания, среды и пр., но шанс есть у каждого. У животных такого шанса нет.

4. Мне неизвестны люди, которые не знакомы с понятием справедливости. Представления о ней могут быть самыми разными, но никто не говорит — плевал я на справедливость, не желаю быть справедливым. Даже самые отъявленные негодяи — и те полагают свои поступки по своему справедливыми. Это говорит о том, что само понятие справедливости присуще изначально всем, совершенно независимо от личного опыта. От опыта может зависеть лишь наполнение этого понятия.

5. Никто конкретно из людей ценностей не придумывал. Они были осознаны человеком сразу, как только он сам себя, как человека стал воспринимать, поскольку в этом качестве просто не может существовать без смысла своего существования. И он в той мере человек, в коей понимает свою свободу в принятии или отказе от тех или иных ценностей. Жажда смысла жизни и свобода выбора  — основа для восприятия ценностей. Наличие этой жажды и этой свободы никак не следуют ни из каких законов природы. Наоборот. Чем более человек ссылается на эти законы, инстинкты и пр. тем более он снимает с себя ответственность за свое поведение и приближается к животным, а то и к растениям.

6. Человек может формализовать набор своих ценностей. Я еще застал кодекс строителя коммунизма. Сегодня подобных списков достаточно для людей любого мировоззрения. Для верующих — это, конечно,сакральные тексты, заповеди. Для атеистов — множество философских систем. Считается, что самая красивая и логичная из них — философия Спинозы. Для не склонных к философии и просто для всеобщего употребления, есть Декларация прав человека, которая декларирует, например, что каждый человек рождается свободным и наделенным совестью. Это — основной документ, по которому существует сегодня цивилизованный мир. Но, повторю, я убежден, что сами по себе понятия совести, свободы, выбора, справедливости и пр. не были „придуманы“ человеком или „вложены“ в него в процессе исполнения неких биологических или социальных законов.

7. Мне близка идея Юнга о коллективном бессознательном всего человечества. То есть места, откуда все люди независимо от своего опыта, места и времени проживания, черпают идеи и способы их выражения. Это бессознательное, полагал Юнг, может быть проявлено лишь через глубокие произведения искусства. Мне эта идея нравится. Кроме искусства, думаю, есть и другие способы прикоснуться к этому бездонному источнику.

8. Полагаю, что мир в целом и каждый человек в частности, имеют цель своего существования. И у человека с рождения есть все, чтобы эту цель осуществить. Например, способность воспринимать ценности
и свобода выбора по поводу того, как он этой способностью воспользуется.

 

 

категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: психология, философия;

 

 

22 ноября 2015

 

 

 

 

Яндекс.Метрика