Мишель Петруччиани. Человек и музыкант.

Зигмунд Фрейд полагал, что творчество — это своеобразное лекарство художника, помогающее ему залечить жизненные травмы. Знаменитый ученик Фрейда, Карл Юнг, напротив, считал, что личность автора — лишь почва, на которой произрастают цветы его произведений. Жизнь лучшего джазового музыканта Франции, Мишеля Петруччиани, дает повод задуматься о том, как, действительно, связаны невзгоды и счастье артиста с его творчеством.

 

В четыре года, увидев по телевизору выступление Дюка Эллингтона, Мишель, указал на экран и сказал : „Хочу играть на этом“. В ближайшее рождество он получил в подарок игрушечное пианино. Через минуту оно было разбито молотком вдребезги. Мальчик объяснил: “Хочу настоящее“. Его отец, сам музыкант, почувствовал, что у ребенка серьезные намерения, и купил ему старое пианино, переделав его так, чтоб Мишель мог доставать до педалей.


В течение следующих восьми лет предметом занятий юного музыканта была классическая музыка. После чего склонность к импровизации и сочинительству привела Мишеля в джаз. Его музыкальная карьера была блистательна. В 13 лет он начинает сольные гастроли, в 18 — имеет сенсационный успех в «Paris Jazz Festival», после чего покидает родную Францию и едет покорять Америку, что ему легко удается. На престижной студии Blue Note Label он записывается первым из французских музыкантов и выпускает там шесть альбомов. Всего же им было выпущено 30 альбомов собственного сочинения. Еще по приезде в Нью Йорк, Мишель встречается с легендарным саксофонистом Чарльзом Ллойдом. Узнав, что перед ним джазовый пианист, Ллойд просит его сыграть что-нибудь на своем рояле. После нескольких тактов он берет в руки саксофон, и музыканты играют вместе два дня без передышки.


В дальнейшем вместе с Петруччиани выступали такие звезды, как знаменитый саксофонист и композитор Уэйн Шортер, трубач с мировым именем Диззи Гиллеспи и виртуоз джазовой скрипки Стефан Граппелли. Музыкант объездил весь мир, меняя страны и музыкальных партнеров. На вершине славы Мишель создал свое собственное постоянное трио, с которым также успешно и активно гастролировал. Количество его выступлений чрезвычайно велико. В последний год жизни он дал 100 концертов, активно записывался на телевидении, планировал открыть в Париже академию джаза.


Его заслуги были по достоинству оценены. Он признан лучшим во Франции джазовым пианистом всех времен. А в 1994 году в Париже, 32-х летний Петруччиани получил высшую награду Франции — Орден Почетного Легиона.


Мишель, очевидно, пользовался успехом у женщин. Он был несколько раз женат, имел сына и пасынка. Налицо все составляющие счастья, по крайней мере в его обыденном понимании: реализованный с ранних лет дар, очевидные творческие достижения, прижизненная слава, полнокровная личная жизнь.


Правда, все эти компоненты относятся к тому, что принято называть жизнью духа. Физический аспект существования этого человека выглядит по-другому. У Мишеля Петруччиани было редкое генетическое заболевание — несовершенный остеогенез. В результате этого тяжелого недуга преждевременно прекращается рост человека, а костный остов отличается особой хрупкостью. Такие люди склонны к легочным осложнениям, что, собственно, и привело Петруччиани к смерти через несколько дней после 36-го дня рождения. Будучи ребенком, он не мог сам выходить на сцену, и отец с братьями выносили его на руках. А в первые гастрольные годы администратор, случалось, ради экономии денег, проносил артиста в гостиницу в музыкальном футляре. Рост взрослого Мишеля не превышал одного метра, а вес — 25 кг. При этом он обладал сильными руками, и специалисты отмечали чрезвычайно энергичный стиль его игры.


Вообще, знакомые с артистом люди поражались его необыкновенному чувству юмора, жизнерадостности и энергии. Сегодня о личности этого неординарного человека можно судить по замечательному фильму „ Нон Стоп Поездка с Мишелем Петруччиани / Non Stop Travel with Michel Petrucciani“, снятому в 1995 году Роджером Виллемсеном. Мы видим умного тонкого собеседника, искреннего и открытого к диалогу. Он обожает путешествовать, склонен к эпатажным поступкам и обладает неотразимым обаянием. Через несколько минут зритель забывает, что герой фильма передвигается только с помощью костылей. Этот человек очевидным образом наслаждается жизнью: со вкусом ест в уличном кафе, балагурит с парижанками, любуется закатом, дурачится, как ребенок, а потом садится за инструмент, и зрители видят перед собой абсолютно счастливого талантливого человека, который играет так, что никакие психологические теории просто не лезут в голову.


В заключительных кадрах фильма маленький человек сидит за фортепиано, взнесенное на крышу небоскреба руками рослых ребят. Внизу — огромный город, над головой — бездонное небо, в котором кружит вертолет съемочной группы. И все пространство заполнено звуками джаза.


Кто теперь скажет, была ли музыка для Мишеля Петруччиани психотерапевтическим средством или этот цветок расцвел просто потому, что личность музыканта оказалась для него идеальной почвой? Есть, о чем подумать психологам. Особенно под музыку, которую оставил нам жизнерадостный умница, замечательный артист и счастливый человек Мишель Петруччиани.

 

 

категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: журналистика;

 

 

17 сентября 2013

 

 

 

 

Яндекс.Метрика