Ницше и автоматизация
Фридрих Ницше и автоматизация учета. Опыт прикладной философии.
Попытка в краткой статье представить идеи выдающегося мыслителя, во многом определившего развитие философской мысли 20 века, может показаться легкомысленной.
Вооружившись таким подходом, перечислим основных участников процесса автоматизации учета. Это Законодатель, Разработчик, Внедренец и Пользователь. Каждый из них вносит свой вклад в общее дело. Законодатель определяет правила учета. Разработчик создает модель правил учета. Внедренец продвигает модель правил учета. Пользователь использует результаты продвижения модели правил учета.
При этом между всеми участниками возникают непростые юридические, экономические и прочие отношения. Разработчик осмысливает то, что создал Законодатель и продает результат своего размышления Внедренцу. Внедренец добавляет к приобретенному продукту свою добавочную стоимость, результат сложения оплачивает Пользователь, имея свои представления обо всех предыдущих участниках и надеясь возместить затраты за счет своих Клиентов, которые, таким образом, тоже поневоле включены в общую цепочку автоматизации. В то же время, Разработчик, Внедренец и Пользователь, не говоря уже у Клиенте, являются избирателями Законодателя, теоретически существующего за счет налогов, т.е. части денежных потоков, циркулирующих между остальными участниками.
Можно предположить, что в этих условиях процесс автоматизации, а тем более, его результат, есть нечто, плохо поддающееся формализации, т.е. описанию с помощью логических конструкций. Признание подобной сложности может быть облегчено, если вспомнить слова Ницше: «Иррациональность какой то вещи – не аргумент против ее существования, скорее, его условие». Действительно, каждый, кто не понаслышке знаком с проблемами современного учета, легко согласится с великим философом в том, что: «Тот, кто смотрит вглубь, знает, что каковы бы ни были его поступки и суждения, он всегда ошибется».
Ницше считал, что за любым суждением и определением лежат бессознательные установки и тайные желания рассуждающего. Поэтому при чтении обращенного к нам сообщения, например, Налогового Кодекса, можно задать себе соответствующий набор вопросов:
Почему предлагается подобный способ рассуждения?
Представим себе художественный фильм «Тайные желания и цели разработчиков системы налогового учета». Каков будет жанр этого фильма? Мистический триллер? Эротическая комедия? Боевик с элементами мелодрамы? Оставим эти вопросы без ответа. Как говаривал Ходжа Насреддин: «Твоя способность задать вопрос вовсе не означает способности принять ответ».
С другой стороны, свойствами текста его читателю предлагается определенный способ рассуждения. Читатель как бы приглашается в мир, предполагающий следование определенным правилам, что может для него не пройти бесследно. И потому читатель вправе задать себе вопросы:
Какой предлагается способ рассуждения?
Что происходит с человеком, помещенным в мир, где названия предметов не соответствуют их сущности? Где Единый налог – отнюдь не един, НДС не имеет к добавленной стоимости никакого отношения, а упрощенная система совсем не проста? Что происходит с мировоззрением тысяч участников процесса автоматизации, погруженных в тексты законодательных актов? Кем они себя ощущают? Что они при этом думают о тех, кто это создал? На ум приходит анекдот о вопросах и ответах:
«- Отец мой, объясни, в чем смысл жизни?
Чего не признавал Ницше, так это логических выводов. Свободные фантазии по поводу будущего – другое дело: «Как облака показывают нам направление ветра высоко над нашими головами, точно так же тенденции легчайшего и свободнейшего духа предсказывают нам будущую погоду».
Предскажем же и мы времена, когда в основе формулировок и алгоритмов будут лежать взаимопонимание и уважение к свободе личности другого человека и даже групп людей. Представим, что законы излагаются стихами или, по крайней мере, художественной прозой. Эти тексты, обращены к лучшему в человеке, потому что их авторы исходят из своей бессознательной уверенности в том, что каждый их читатель достоин лучшего.
Создатели учетных программ соревнуются между собой за удовлетворение художественных вкусов своих пользователей. Интерфейсы напоминают картины величайших художников. Интерактивная помощь предоставляется в виде музыкальных произведений различных жанров и направлений – от рок-опер до классического балета. Линию консультаций озвучивают любимые актеры, а руководства пользователя создаются мастерами пера, то есть мыши и клавиш.
Глубоко удовлетворенный пользователь радостно создает отчеты, похожие на венки сонетов, где каждая строка находит свое отражение в другой, и, читая их, налоговый инспектор, повторяет вслед за Ницше: «Настоящие мысли настоящих поэтов всегда выступают под покрывалом как египетские женщины».
Жил на свете Ницше, странный гений.
Карточек не знал НДФЛ-а,
Что свобода выше принужденья,
Облака у нас над головами -
Если вы – поклонники системы,
М.Ю. Эльтерман
категория: 1С:Предприятие , Глазами предпринимателя, Статьи; ключслова: бизнес, литература;
7 мая 2008
Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354