Нравственные проблемы в произведениях В.Распутина

Думаю, у каждого человека есть свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как поступать можно, а как — нельзя ни в коем случае. А жизнь складывается, порой, так, что приходится делать нелегкий выбор между одним и другим. Проблемы такого выбора — это и есть нравственные проблемы.

Им посвящено немало произведений отечественной литературы. Особое место нравственная проблематика занимают в творчестве Валентина Распутина.

В повести «Живи и помни» главным героям, Андрею Гуськову и его жене Настене приходится принимать немало трудных решений. Дело происходит в заброшенной ангарской деревушке в сороковых годах прошлого столетия. Андрей идет на войну, храбро сражается, три года подряд, находясь буквально на волосок от гибели. Но после очередного ранения он не получает ожидаемого отпуска на побывку. Его снова отправляют на фронт. И Андрей совершает драматический выбор. Он самовольно добирается домой. Так великая трагедия войны превращает храбреца в дезертира. Он скрывается недалеко от родного дома, таится, и только Настена знает его тайну. Ее выбор тоже непрост: она решает остаться верной женой своему мужу. Ездит к нему в его лесное укрытие, привозит одежду и еду. Формально говоря, становится сообщницей преступника. Но что делать, если она считает, что должна быть рядом с мужем всегда. И ей, работящей, искренней молодой женщине приходится врать и воровать, чтобы помочь ему. Дело кончается плохо. Настена беременеет, тайное становится явным, ее подозревают уже не в измене мужу, а в том, что она укрывает преступника. И в минуту отчаяния, не видя другого выхода, она бросается в Ангару. Эта история заставляет задуматься о том, что нравственные проблемы в трагических обстоятельствах могут привести даже сильных духом людей к непоправимым поступкам.

В рассказе «Уроки француского» никто не погибает, не становится преступником, но его герою,11 летнему мальчишке послевоенного времени тоже приходится делать нелегкий выбор. Из глухой деревни он приезжает в райцентр, чтобы продолжить учебу. У него недюжинные способности. А время стояло голодное, все мысли ученика после уроков — о еде. И он, гонимый голодом, принимает участие в азартной игре на деньги, «чике». В нелегальной группе игроков верховодит Вадик, самый взрослый сильный и готовый жульничать парень. Наш герой вскоре осваивает правила и технику игры и начинает выигрывать. В конце концов, он уличает главаря в явном подлоге — и оказывается битым и выгнанным из круга играющих. Но ни на секунду он не отказывается от своих слов Такова сила духа в этом худеньком деревенском мальчишке. Именно она позволила ему вступить в схватку с более сильным противником и не сдаться. То же нравственное чувство руководило им, когда ему пришлось заниматься дополнительно французским языком со своей учительницей, Лидией Михайловной. Занятия проходили у нее дома. Учительница, видя вечно голодное состояние ученика, пыталась накормить его , но, робкий в чужом доме ученик, так и не дал себя уговорить. Также он отказывается взять продукты из посылки, что Лидия Михайловна наивно послала ему якобы из деревни. Очевидно, что у этого голодного паренька, одетого в несуразные обноски, живущего среди чужих людей далеко от родных мест и семьи, имеются свои твердые представления о том, как можно и как нельзя поступать, где проходит граница между допустимым и невозможным.

Таким образом, в произведениях В.Распутина нравственные проблемы проявляются в самых разных обстоятельствах, трагических и житейских.
Не всегда решения, принятые его героями, оказываются верными. Их выбор бывает очень нелегким. Но каждый раз читатель невольно спрашивает себя — а как бы я поступил на их месте? Сегодня, к счастью, у нас нет ни войны ни голода. Но размышления над этим вопросом делают нашу мирную и сытую жизнь осмысленной, то есть единственно достойной человека. И это, возможно, главный урок, который дает нам замечательный писатель.

 

 

категория: ОГЭ ЕГЭ Школьные сочинения, Статьи;

 

 

29 мая 2020

 

 

 

 

Яндекс.Метрика