Разум и чувства
Как не стать рабом своих чувств и при этом не превратиться в бесчувственный автомат? Можно ли управлять своими мыслями и желаниями? Отношения между разумом и чувством – это гармония или борьба? Проблема управления своими мыслями и чувствами актуальна сегодня, как и много лет назад.
Более того, достижения в области техники и коммуникации предоставляют нам все новые возможности влиять на происходящее в мире. И потому ответственность человека за то, что он думает и чувствует, возрастает с каждым днем.Разобраться в непростых отношениях между разумом и чувством помогают произведения русской и зарубежной литературы. Наибольшей известностью заслуженно пользуется трагедия У.Шекспира «Гамлет».
Принц Гамлет – интеллектуал, привыкший постоянно проверять свои чувства разумом. Так, получив от Призрака указания к действию и дав клятву все исполнить, он продолжает сомневаться в истинности своих переживаний. Ему нужны дополнительные аргументы и основания, и он напрямую обращается к своему разуму: «За дело, мозг мой!..»
Гамлет завидует решимости норвежского принца, который не нуждается в аргументах, отправляя тысячи людей в бессмысленный и опасный польский поход. Перед нами трагедия человека, у которого чувства и разум находятся в непримиримом противоречии.
По-своему трагично сложилась судьба и другого литературного героя, демонстративно боровшегося с проявлением чувств, но, в конце концов, признавшего свое поражение в этой борьбе. Речь идет о Евгении Базарове из романа И. Тургенева «Отцы и дети». Нигилист, то есть отрицающий всякого рода догмы, Базаров подвергает сомнению и осмеянию и свои собственные сердечные привязанности: сыновью любовь к родителям и внезапно вспыхнувшую страсть к Анне Сергеевне Одинцовой.
В обоих случаях Евгений до поры до времени следует своим принципам. Василий Иванович и Арина Власьевна, обожавшие своего сына, так и не дождались от него теплого слова. А когда, не в силах устоять перед нахлынувшим чувством, Базаров признается Одинцовой в любви, то испытывает совсем не возвышенное волнение, а страсть похожую на злобу. Очевидно, это была злоба на самого себя за то, что разум не устоял перед чувством.
Лишь умирая, Евгений понял, насколько важны были для него эти люди. Он посылает за Анной Сергеевной и признается: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!», просит побеспокоиться о его родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Неожиданно звучит и его последняя просьба: «Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».
Думаю, и принц Гамлет, и нигилист Базаров, при всей несхожести их жизненных ситуаций и характеров – одинаково убедительные примеры того, что простых ответов на поставленные нами вопросы не бывает. Каждый на них отвечает лично. Для меня очевидно только одно: в основе гармонии между разумом и чувством должны лежать безусловные, не зависящие от времени и условий убеждения. И тогда не остановимся в решительную минуту как датский принц и не станем скрывать своих искренних чувств подобно тургеневскому нигилисту.
категория: ОГЭ ЕГЭ Школьные сочинения, Статьи;
29 мая 2020