Роман «12 стульев» — веселая человеческая трагедия

Специалисты утверждают, что по этому роману можно изучать общественно политическую обстановку в России в 1927 году. Наверное,так и есть, но одним этим обстоятельством невозможно объяснить, тот факт, что имена Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова давно стали нарицательными, а фраза „Утром деньги- вечером стулья„ прочно вошла в обиход бизнесменов и домохозяек.

Без преувеличения можно сказать, что не одно поколение наших людей оттачивало свое чувство юмора на этом тексте. И процесс продолжается. Очевидная причина такой популярности — несомненные художественные достоинства произведения, что подразумевает многозначность и глубину. В этой глубине таятся мысли и эмоции, образы и ситуации, сопровождающие жизнь каждого человека. Здесь можно обнаружить самые простые радости и печали, разгул страстей и ледяной цинизм, безудержное веселье и непоправимую трагедию. На каждое читательское «Ау!» всегда откликнется неповторимое эхо. Вот, что довелось услышать нам.

Лишние люди вчера и сегодня
«Киса и Ося здесь были»

Самый веселый роман советской эпохи обрамлен смертями. События начинают разворачиваться с того момента, как умирает Клавдия Ивановна Петухова, а завершаются тем, что зять покойной, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, перерезает горло своему компаньону, великому комбинатору Остапу Бендеру и сам находится на грани помешательства . Правда, смерть давно уже дышала в затылок незадачливым концессионерам. Они могли погибнуть под ударами разгневанных Васюкинских любителей шахмат или стать жертвами крымского землетрясения. Можно, конечно, сказать, что компаньоны не прислушались к предупреждениям судьбы. Или наоборот, что случилось неизбежное. В любом случае, неизбежное происходит всегда, именно потому, что его избежать невозможно. Нельзя, например, представить, чтобы наши герои вписались без потерь для себя и окружающих в реалии тогдашней России. Они оказались лишними. А участь лишних печальна. Можно, конечно, спросить, велико ли счастье оставшихся, но это уже тема других романов.

А ведь речь шла всего лишь о том, чтобы найти и поделить имущество, принадлежащее когда то по праву Ипполиту Матвеевичу. И дальнейшие перспективы представлялись, самыми мирными. Авантюрист Остап, очевидно, вложил бы свою долю в какой нибудь шикарный бизнес. Предел мечтаний его компаньона — кутежи в компании солисток женского оркестра. И никакого криминала или политических амбиций. Друзья демонстрируют неширокий спектр обычных человеческих желаний — зарабатывать деньги и тратить их по своему разумению, по возможности не выходя за рамки закона. Но этим простым желаниям не суждено было сбыться. Обстановка оказалась малоподходящая.

Можно сказать, что мы имеем своеобразный индикатор: по тому, как чувствуют себя Киса и Ося можно судить о положении дел в государстве. Пока предприниматель и обыватель имеют возможность реализовывать свои незамысловатые желания, за общество можно быть спокойным, государство выполняет свою основную функцию — защищать права граждан. Если же вполне обычные люди не чувствуют себя в безопасности, не говоря уже о комфорте, то дело плохо, придется либо государственное устройство менять либо место жительства. Иначе с каждым может случиться история, подобная той, что случилась с Кисей и Осей.

Почему Остап дал себя зарезать Ипполиту?
„… в душе великий комбинатор привязался к одичавшему предводителю. Без него не так смешно жить", — думал Остап“

Широкая натура Остапа Бендера позволяет рассматривать его личность с самых разных точек зрения. Например, в рамках бизнес проекта по поиску сокровищ мадам Петуховой, он проявляет себя как яркий лидер с харизмой, железной волей и способностью быстро принимать решения в самых критических ситуациях. Его отличительное качество — способность мгновенно находить общий язык с любым собеседником. Он, что называется, разбирается в людях и, порой, кажется, что ему доступны все тайны человеческого поведения. Но один раз, в оценке личности он все таки ошибся и эта ошибка стоила ему жизни. Он стал жертвой собственного компаньона, который ни умом ни деловыми качествами не отличался и вообще, проку от него было немного. В свое время, Бендер мог легко от него избавится без ущерба для своих целей и, во всяком случае, без риска быть зарезанным. Но он этого не сделал.

Объяснение самое простое. Бендер привязался к бывшему предводителю дворянства, своему будущему убийце. А привязанность делает человека слепым, даже если человек этот умен и проницателен. Великий комбинатор, возможно, потому и был великим, что сочетал в себе жесткость прагматика с чувствительностью романтика и веселостью артиста. Он считал, очевидно, что окружающая действительность недостаточно смешна, а спектакль жизни должен быть веселым и он оставляет Ипполита на сцене. Но получилось так, что в какой то момент, Остап уже перестал быть главным режиссером.
Каждому руководителю приходится рано или поздно делать выбор между тотальным недоверием и излишней привязанностью. В первом случае он теряет гибкость, во втором — повышаются организационные риски. Поиски золотой середины — задача для настоящего лидера. Особенно, в условиях постоянных изменений. Что до Бендера, то ни он сам, ни способы его управления не претерпели ни малейших изменений до самого печального конца. А вот Ипполит Матвеевич за время погони за бриллиантами, стал просто другим человеком. И великий комбинатор эту перемену прозевал. В результате, знаток человеческой натуры, обычно за версту чувствовавший опасность, был зарезан чудаковатым, но, на вид вполне безобидным соседом.

Подобные истории уже были описаны в литературе. Очевидно, они случались и ранее. Умудренный годами, опытный управленец, Полоний был заколот чудаком Гамлетом также в самый неожиданный для себя момент. Бедняга, подобно Бендеру, недооценил опасность изменений, произошедших с одним из его коллег. Кто теперь может поручиться, что до конца понимает своего ближнего, что мотивация поступков человеческих укладывается в несколько нехитрых правил и что следует отказаться от привязанности к кому бы то ни было ради самосохранения?

Предводитель дворянства и принц датский
„Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости“
.

Представим себе человека вполне обеспеченного, занимающего почетную выборную должность, при этом не умного и предпочитающего проводить время в обществе совершенно легкомысленных дам. Он, конечно, не лучший представитель рода человеческого, но для окружающих реальной опасности не представляет. Возможно, ввиду небольшого масштаба личности. Его проступки сводятся, в основном, к безудержным кутежам и умыканию чужих жен. Обманывает он разве что мужей своих любовниц и, во всяком случае, совершенно не способен на убийство. Таким был когда то Ипполит Матвеевич Воробьянинов и таким бы он с удовольствием остался до конца своей беспутной жизни, тем более, что рано или поздно, наследовал бы сокровища своей нелюбимой, но не бедной, тещи.

Однако, в результате известных событий 1917 года, он не только лишился наследства, но вынужден был значительно переменить образ жизни. Человек, наделенный более сильной волей и умом, попади он в такую ситуацию, и то, наверное, стал бы другим человеком. Кем именно — зависит от качеств личности и внешних обстоятельств. Воробьянинов стал регистратором в загсе. Он был хорошим работником и, конечно заслуживал успешной бюрократической карьеры. Но два обстоятельства резко изменили его судьбу. Он узнал, что сокровища тещи целы и он встретил Остапа Бендера. И вот, в течение полугода бывший предводитель дворянства превращается в жулика, вора и, наконец, убийцу. При этом, он и сам, порой, находится на волосок от смерти, он испытывает величайшие унижения, против него буквально восстает природа, и все это происходит на пути к восстановлению справедливости, как он сам ее понимал. В конце концов, Ипполит Матвеевич не без оснований считал себя законным наследником умершей тещи.

Ничто не ново под луной. Благородный датский принц, желая отомстить за смерть родителя, унес за собой в могилу всех, кто не то что мешал, но просто попадался ему на пути. Вчерашний баловень судьбы в непродолжительное время превратился в полубезумного убийцу. Конечно, это совершенно разные люди. Гамлет благороден, Ипполит пошл, Гамлет умен, Ипполит глуп. Но результат их устремлений на удивление схож. Его можно описать одним словом — гибель. Потому что насилие всегда порождает насилие, независимо от масштаба личности и справедливости мотивов. Потому что есть события, которые не должны бы происходить с людьми ради их же блага и безопасности окружающих. По крайне мере, следует избегать встреч с призраками и крайне нежелательно силой отнимать имущество даже у безнравственных кутил.

Сны и явь мадам Петуховой
«Ей снились …дворники, играющие на арфах, архангелы в сторожевых тулупах, прогуливающиеся по ночам с колотушками в руках… »

Если сны — это бессознательное отражение представлений человека о мире, то мир Клавдии Ивановны был перевернут. Высокое и низкое поменялись в нем местами. Дворники играют на арфах, принадлежащих, видимо, архангелам, а те, наоборот, в сторожевых тулупах замещают дворников по ночам. Наяву, в жизни Клавдии Ивановны тоже было много несуразного, неестественного для человека. Например, никому не пожелаешь пережить своих детей, потому что это противоречит естественному ходу жизни. А Клавдия Ивановна — пережила свою дочь Марию. И еще ей выпало потерять все имущество и проводить остаток дней с беспутным зятем, который, в свою очередь, считал ее глупой и пустой женщиной. А кому, скажите хочется встретить свою старость с человеком, который вас откровенно не любит, в городе, где группа горожан с нетерпение ожидает вашей кончины?

Может, Клавдия Ивановна и была глупа, но она догадалась не рассказать своему зятьку замечательному о скрытых в стуле сокровищах. И только на смертном одре открыла тайну, не унесла ее с собой. А могла бы. И рассказала она все только двум людям — своему духовнику, отцу Федору, и единственному родственнику. Не ее вина, что эта весть оказалась роковой для них обоих. Отец Федор просто сошел с ума, нарушив однажды тайну исповеди, про Ипполита Матвеевича тоже можно сказать, что он кончил плохо. А мадам Петухова ушла из жизни так никому и не причинив зла. И, по крайней мере, один из ее снов точно оказался пророческим, причем не для нее одной.

Гусар схимник и смысл жизни
«Жизнь, … это сложная штука, но … эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает.»

Историю про гусара Буланова, который ради постижения жизни, из блестящего офицера, кавалериста, превратился в монаха отшельника, а в старости, разочаровавшись в монашестве, подался в кучера, Бендер рассказал Воробьянинову в Старгороде, перед этим объявив о своем намерении жениться на мадам Грицацуевой. Конечно, не по любви или из страсти, а просто, чтобы спокойно покопаться в стуле. Ипполит Матвеевич был потрясен. Он три раза повторяет, что женитьба — это обязательство на всю жизнь. В устах кутилы, изменявшего жене с первого же дня совместной жизни, эти слова звучат особенно трогательно. Но до Бендера ему далеко. Остап полагает, что, в отличие от гусара схимника, он знает секрет простого ящика жизни. Тому понадобилось несколько десятилетий, чтобы признать, что тайна человеческого существования все также темна и не поддается разгадке. У Бендера времени нет. Ему уже все ясно.

Но зачем, в самом деле, надо было жениться на Грицацуевой? Чтобы сбежать наутро после свадьбы, прихватив кроме стула, еще кое какую мелочь вроде ситечка, обмененного впоследствии на очередной стул у незабвенной Эллочки? Но безутешная вдова могла бы, сложись обстоятельства немного иначе, доставить концессионерам немало хлопот на их и без того нелегком пути. Женитьба иррациональна, то есть не имеет логичного объяснения. Или может быть обоснована как угодно. Например, можно сказать, что Остап сам подсознательно ищет себе преграды или, что его кипучая натура требует романтических приключений. В любом случае, слова его не соответствуют поступкам, а это верный признак того, что жизнь не так проста, как порой хотелось бы.

Гусар схимник, в отличие от Остапа Бендера, жил долго. Превратившись из воина кавалериста в извозчика кучера, он, если он чего и достиг, так это отказа от амбиций в области материальных благ и духовных поисков. Бендер сделать этого не успел. Ящик жизни оказался сложнее, чем он полагал.

 

 

категория: О литературе, Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: литература, журналистика;

 

 

24 апреля 2012

 

 

 

 

Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354

 

 

Яндекс.Метрика