Скифы, гунны и Европа.
О предназначении России в мире написано немало — философами, политиками, мыслителями разного уровня и, конечно, мастерами слова, писателями и поэтами. К их числу принадлежит и великий русский поэт Алекасандр Блок.
Стихотворение «Скифы» создано за два дня — 20-30 января 1918 года, как отклик на ход переговоров между недавно пришедшими к власти большевиками и Германией. Сегодня мало кто пофамильно назовет участников переговоров по заключению Брест Литовского мира, но имя того, кто назвал россиян скифами «с раскосыми и жадными глазами», известно всем.Глубокое художественное произведение это зеркало, в котором каждое поколение видит отражение своих собственных проблем. Этим оно отличается от исторического документа, чье предназначение — просто фиксация факта. И подобно вкусу хорошего вина, смысл замечательных стихов проявляется лишь с годами. Таковы «Скифы», где художник создает картину своего видения непростых отношений между Европой, Азией и Россией, представленной как географический, политический и культурный евро-азиатский посредник.
Неизвестно, насколько поэт был знаком с законами диалектики, но его поэтические образы убедительны именно ввиду своей противоречивости. Первые же строки «Мильоны вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!» вроде бы утверждают бессмысленность борьбы исчисленных миллионов с неисчислимым противником. И действительно, вскоре российская история представила трагические доказательства того, что конкретная жизнь одной личности во «тьме», ничего не значит. Так было во времена красного террора, гражданской войны, репрессий тридцатых годов, массового героизма на фронтах Великой Отечественной.
Но в логике прекрасного стиха сразится со скифами не так-то просто. В случае нападения
«Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!»
При этом, кроме азиатской рожи, судя по всему, у скифов есть и европейское лицо:
«Мы любим всё и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…»
Как видно, люди, от имени которых говорит герой «Скифов», совсем не отрицают радостей европейской жизни, они вполне их понимают и даже ценят. Но, одновременно, оставляют за собой право, в случае чего, расправиться со своими друзьями:
«Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?»
Конечно, эти люди не виновны, если чей скелет хрустнет. Поэтому они дружелюбно предупреждают «старый мир», себя, очевидно, полагая за новый:
«Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!»
Как известно из древнегреческой истории, встреча Эдипа со Сфинксом закончилась для Сфинкса печально: Эдип загадку разгадал, а Сфинкс погиб. Видимо, мудрость Эдипа не в том, что он остановился, а в том, что загадку разгадал. Поневоле задумаешься, что лучше — задавать вопросы или на них отвечать. Что касается великих поэтов, их задача, безусловно, заставлять нас задумываться, а наше дело — думать, отвечать в меру сил и при этом, по возможности, не разделить судьбу существа с головой женщины, телом льва, когтями и крыльями птицы.
Одновременно «И с ненавистью и с любовью» глядит Россия Блока на европейских соседей, она, что называется, видит их насквозь, но и сама совершенно искренне сознается в своих стратегических планах, военных хитростях и своем непростом характере. Чего скрывать, «и нам знакомо вероломство». Ее план действий таков:
«Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!»
Предполагается, видимо, что монгольская орда победит стальные машины, и дело кончится тем, что
«…свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…»
А скифы, то есть россияне, будут глядеть на эту жуткую картину «своими узкими глазами». Из текста, правда, неясно, как после победы гуннов будут складываться отношения меж победителями смертельного боя и его наблюдателями. Поделятся ли гунны содержимым карманов убитых или мясом белых братьев, оставят ли они табуны в церквах и за чей счет будут восстановлены сожжённые города?
Как бы там было, пока предполагаемых коварных врагов зовут на братский пир. В самом деле, лучше с братьями пировать, чем видеть, как их самих жарят.
«В последний раз опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира».
Смысл призыва прост: даже не думайте задумать против нас худое, как вы привыкли последнее время, иначе — столкнетесь с гуннами, которые европейские ценности не ценят, а наша лира, хоть и варварская, но призывает к миру. Правда, имейте в виду, это в последний раз.
Противоречивость образа России, безусловно, придает ему объемность и убедительность. В самом деле, история ее знает довольно резкие повороты. Не раз трагические события в нашей стране происходили под самыми замечательными лозунгами, а наши соседи не всегда в состоянии предугадать, что завтра придет на ум таинственному сфинксу.
Настоящие произведения искусства всегда шире замысла автора и исторических обстоятельств, при которых были созданы. Именно в этом причина того, что стихотворение «Скифы» читается и перечитывается уже почти сто лет. И сегодня, быть может, как никогда, важно ответить на вопросы, заданные однажды великим поэтом: является ли мир между народами абсолютной ценностью или надо быть готовым проявить вероломство и даже жестокость ради его достижения? Можно ли оставаться бесстрастным наблюдателем за происходящим вокруг? И как сохранить свою идентичность в глобальном мире?
Нет сомнений, что европейцы и азиаты, смуглые и блондинистые, скачущие на быстрых лошадях или плывущие в неспешных гондолах, совершенно независимо от разреза глаз и знакомства с творчеством Александра Блока, сядут, однажды, за общий стол и братский светлый пир из поэтической метафоры обратится в достойную человечества реальность.
категория: Глазами предпринимателя, О литературе, Статьи; ключслова: Блок, литература;
27 октября 2014
Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354