Семнадцать золотых рыбок и поросячий хвостик.
Этот роман можно расшифровывать всю жизнь, подобно тому, как один его героев, предпоследний из рода Буэндиа, Аурелиано Бабилонья, всю жизнь расшифровывал рукопись старого цыгана Мелькиадеса.
И кто знает, какому поколению читателей будут открыты „последние ключи шифров“ произведения, признанного вторым по важности после „Дон Кихота“ из созданных на испанском языке.
Роман Г.Маркеса „Сто лет одиночества“ сам напоминает реку, склонившись над которой, можно увидеть не только струи, омывающие гладкие камни дна, но и свое собственное зыбкое отражение на фоне бездонного неба. И тогда человек остается один на один с новым, созданном специально для него, миром, исполненном явных и тайных смыслов. Здесь каждый знак, на который только обращено твое внимание, становится символом и касается лично тебя .
Вот один из героев романа, полковник Аурелиано Буэндиа, поднявший тридцать два восстания из которых проиграл тридцать два. Однажды, именем революции, он расстрелял своего друга, сам пережил расстрел и четырнадцать покушений, его семнадцать сыновей, рожденных от семнадцати разных женщин, были убиты за одну ночь, а старшему из них не было тридцати пяти лет. В конце жизни полковник полностью поглощен лишь одним делом он изготавливает золотых рыбок, по две в день. Когда их накапливается двадцать пять, они отправляются в переплавку и все начинается сначала. В один из дней, с утра было готово семнадцать штук, полковник успел сделать восемнадцатую и умер под старым каштаном, пытаясь думать о только что прошедшем мимо бродячем цирке.
Через несколько лет, одну из рыбок взял на память молодой лейтенант правительственных войск, пришедший в дом Буэндиас в поисках Хосе Аркадио Второго, внука Хосе Аркадио, брата полковника. Хосе Аркадио Второй был профсоюзным лидером, он выжил после расстрела трех тысяч рабочих, включая стариков, женщин и детей, очнулся в поезде, везущим трупы к морю, после чего сошел с ума и жил безвылазно в каморке, где старый Мелькиадес когда то оставил свои рукописи. Офицер взял рыбку, открыл дверь, за которой находился беглец, посветил фонариком, потом включил свет и не заметил готового уже встать и идти за ним человека. А в жестяной банке, стоящей на полке в ювелирной мастерской полковника Аурелиано, осталось ровно семнадцать золотых рыбок.
Мир героев Маркеса буквально насыщен разного рода совпадениями и предзнаменованиями. Обыденная жизнь обитателей Макондо легко переходит грань того, что в других местах называется здравым смыслом. Например, разговоры с ушедшими в мир иной здесь обычное дело, поскольку граница между мирами, этим и иным, просто отсутствует. Родители полковника Аурелиано, Хосе Аркадио Буэндиа и его жена Урсула Игуаран, вскоре после свадьбы, покинули родные места и впоследствии оказались среди основателей селения Макондо, именно потому, что к ним в дом зачастил Пруденсио Агиляр, незадолго до того, убитый Хосе Аркадио ударом копья в горло за неуместное замечание по поводу некоторых обстоятельств семейной жизни молодоженов. Обстоятельства эти заключались в том, что Хосе Аркадио и Урсула были двоюродными братом и сестрой. А от подобных браков могут родиться дети с поросячьими хвостиками, как это уже случилось однажды, когда тетка Урсулы вышла замуж за собственного дядю. Запуганная матерью, Урсула длительное время после свадьбы не давала своему молодому мужу почувствовать себя в полной мере женатым человеком. По поводу причин этой деликатной ситуации и высказал свои неуместные предположения Пруденсио Агиляр. Впоследствии, убитый не раз навещал Хосе Аркадио незадолго до того, как тот окончательно лишился рассудка и еще перед его смертью.
Нити причинно-следственных связей, образующих мистическую и потому чрезвычайно реальную ткань романа, можно распутывать бесконечно и это совсем не бессмысленное занятие. Напротив, переживая, а иначе читать «Сто лет одиночества» невозможно, историю семи поколений семьи Буэндиа, где последний носитель славной фамилии, единственный за сто лет, зачатый в любви, имел поросячий хвостик, можно внезапно озаботиться поисками смысла своей собственной жизни, опасаясь, что иначе она превратится в набор случайных или предопределенных событий, за последствия которых можно позволить себе не отвечать, именно ввиду их случайности или предопределенности.
Пользуясь свободой, предоставляемой великими произведениями своим интерпретаторам, скажем прямо: роман «Сто лет одиночества» задает вопросы, на которые каждый человек обречен отвечать лично, в полном одиночестве, если он, конечно, умеет читать и способен думать.
Журнал со статьей
категория: Глазами предпринимателя, О литературе, Статьи; ключслова: литература, журналистика;
15 декабря 2013
Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354