Интеллект. Совершенство. Бизнес. Еврейский подход
Почему мне нравится иудаизм? Среди множества ответов, есть и такой: иудаизм предполагает наличие у человека свободы выбора и здравого смысла. Свобода выбора делает его ответственным за принятые решения, здравый смысл помогает избежать крайностей. Например, в вопросе о том, насколько стоит доверять своему разуму.
Думать или не думать вот в чем вопрос.
Если хочешь и можешь использовать свои мыслительные способности отлично, иудаизм даст достойную пищу самому изощренному уму. Думай над первоисточниками, попробуй понять размышления мудрецов, потративших на это дело целые столетия, используй свой мозг на 100%, в любом случае, можешь быть уверен все равно до конца не разберешься. Зато узнаешь где граница твоей способности к пониманию. Это полезно само по себе, кроме того, умственные усилия развивают мозг не хуже, чем гантели мышцы.
Но не стоит печалиться, если понял мало или совсем ничего: ведь в иудаизме главное делать. Разум человеческий ограничен, у каждого из нас свои убеждения, предрассудки, способ мышления, стереотипы и т.д. Если ждать окончательной ясности по каждому вопросу, то просто с места не сдвинешься. Недаром девиз еврея «Делай, потом поймешь». Мало того, не подкрепленное делами, знание мертво, им запросто можно отравиться. Собственно, главные еврейские тексты категорически не рекомендовано читать «теоретически», непременное условие их правильного понимания определенное поведение, то есть избегание одних поступков и совершение других. Например, нельзя сплетничать, а вот с глазу на глаз деликатно указать другому еврею на его промахи прямая обязанность.
То есть, с одной стороны, не использовать интеллект для понимания первоисточников значит пренебрегать своим даром, то есть подарком свыше. С другой - необходимо быть приличным человеком совершенно независимо от уровня своего понимания причин этой необходимости. Так формируется здравая самооценка, где скромность и примирение с собственными ограничениями, естественным образом сочетается с самоуважением и оптимизмом. И это касается самых разных сторон жизни. Например, душевных качеств личности.
Меж легкомыслием и отчаянием
Иудаизм исходит из очевидного факта: человек далек от совершенства. И это замечательно. Почему? Любой бизнес тренер, даже не еврей, знает ответ: недостаток лишь повод для стремления к лучшему, это верный признак наличия так называемого «ресурса развития». А если есть куда развиваться, значит, все не так плохо. К счастью, в иудаизме и цель развития и способ ее достижения подробно описаны, человеку остается лишь свободную волю проявить. И это честно. За тебя большая часть работы сделана, так внеси уже свой личный вклад в общее дело. Общее, потому что лучший способ решить собственные проблемы помочь ближнему решить свои.
А если ты не праведник так что ж, праведность довольно редкий дар. Гениальные художники и музыканты тоже встречаются не часто, но, это не повод для печали: как известно, при должном желании и усердии, любой может научиться вполне сносно рисовать или играть на фортепьяно. Тем более, имеет смысл напрячься и достичь максимума из реально достижимого, когда речь идет о собственной личности. Поэтому легкомысленное отношение к своим недостаткам столь же глупо как и отчаяние по поводу их наличия. В иудаизме есть даже такое понятие «дух глупости». Именно он мешает человеку понять что есть хорошо, а что плохо. Поневоле вспомнишь язычника Сократа, который полагал, что «никто по умыслу не зол», то есть люди поступают дурно лишь от того, что не обладают знаниями о добре. Впрочем, пересечения и расхождения греческой и еврейской мысли отдельная увлекательная тема. Здесь же можно лишь повторить: и зацикливаться на своих проблемах и игнорировать их значит поддаваться духу глупости. Такой же взвешенный подход можно обнаружить и в еврейском отношении к бизнесу.
Соотношение труда и отдыха шесть к одному
То, что бизнес область повышенной неопределенности, известно всем. При том, что рекомендаций по эффективному ведению дел хоть пруд пруди. Однако, любой предприниматель знает: как ни старайся, сколько ни учись, всех рисков все равно не учтешь. Это не значит, конечно, что на обучение и расчеты можно махнуть рукой, просто стоит смириться с мыслью, что не все от тебя зависит. Еврейская мудрость по этому поводу гласит: «Есть три опасности при зарабатывании денег. Неправильно заработать, неправильно потратить и относить свой финансовый результат исключительно на свой личный счет». Это значит будь честен с сотрудниками и клиентами, разумно относись к расходам, не слишком гордись достижениями и не впадай в отчаяние от неудач. И тогда заработаешь столько, сколько тебе полагается. В иудаизме доход человека предопределен свыше и по этому поводу не стоит слишком сильно заморачиваться. Знай себе трудись, труд почетная обязанность, но главное «помни день субботний», то есть, по крайней мере, седьмую часть своей жизни трать на нематериальные достижения.
Ведь область твоей ответственности именно область духа. «Все во власти небес, кроме страха перед небесами», говорят мудрецы. Здесь, конечно, имеется в виду не страх поражения молнией на месте за совершенные прегрешения, а боязнь нарушить правила, которые не ты придумал, но которые сам считаешь правильными. Некоторые называют эти правила совестью. Иметь ее или не иметь свободный выбор конкретного человека. А вот обстоятельства, в которых он принимает это решение, от него зависят мало. Например, от человека не зависят место и время рождения, наследственность, ситуация в мире, стране и даже в городе, где, порой, уже мэра себе нельзя избрать. На этом фоне полагать, что твой результат в бизнесе зависит только от тебя значит идти на поводу у пресловутого «духа глупости». Старайся заработать, учись этому постоянно, стань настоящим мастером своего дела, но не делай из бизнеса идола, а из бизнес гуру кумира и тогда твои деньги сами тебя найдут.
Отделять главное от второстепенного, различать цель и способ ее достижения, не бросаться в крайности, принимать на себя ответственность за свой свободный выбор, не отчаиваться это лишь немногое из того, чему меня учит моя еврейская вера.
категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи;
16 января 2013