Жизнь и борьба Франца Фанона
Среднемесячная температура на острове Мартиника составляет 24-27 °C . На этом острове в Карибском море немного ископаемых, но много змей. В свое время их завезли сюда плантаторы, чтобы отбить охоту к бегству у завезенных сюда ранее из Африки рабов. А еще раньше были истреблены местные индейцы, которые пытались уничтожить первооткрывателей этих новых для европейцев земель. В конце концов , змеи начали досаждать самим колонизаторам, им пришлось, кроме всего прочего, привезти на остров извечных врагов змей — мангуст. Змеи и сегодня — значимая составляющая фауны острова, а на флаге этого заморского департамента Франции — четыре кобры.
Две войны одного философа
Остров не раз был свидетелем социальных баталий и природных катаклизмов. Так, в 1902 году вулкан Мон Пеле (Лысая гора) полностью уничтожил город Сен Пьер с населением 30 тысяч человек. Выжил лишь один — узник подземной тюрьмы, остаток жизни подрабатывающий демонстрацией своих ожогов в бродячем американском цирке. К этому времени рабство на острове было уже отменено, а с 1870 года жители Мартиники имели избирательные права и представительство в парламенте Франции.
Именно здесь, в семье выходца из Африки и европейки родом из Эльзаса, в 1925 году родился Франц Фанон, будущий идеолог революционной борьбы за деколонизацию стран Третьего мира, социальный философ и психоаналитик. Получив образование в престижном лицее у себя на родине, во время Второй мировой войны, Франц вступил в вооруженные силы свободной Франции, воевал против гитлеровцев, а в 19 лет после тяжелого ранения, получил медаль Военного креста.
Столкнувшись не раз с расовыми и колониальными предрассудками, Фанон возвращается на Мартинику, где активно участвует в выборах кандидата от компартии Франции, получает степень бакалавра, после чего покидает родной остров уже навсегда. Он направляется во Францию, где продолжает образование в Лионском университете, посещая занятия по философии, медицине, психологии, литературе и драматургии. В 26 лет Фанон получает диплом психиатра, и в этом качестве, в конце концов, оказывается в Алжире, бывшем тогда частью Франции.
Это было время, когда только разгоралась франко-алжирская война, одна из самых печальных и темных страниц современной французской истории. Достаточно сказать, что только в 1999 году Национальное собрание Франции назвало эти события «войной», до того, столкновения между колониальными войсками и вооруженными группировками, выступавшими за независимость Алжира, считались «восстановлением общественного порядка». Такая неопределенность объясняется просто — с обоих сторон было проявлено беспрецедентное насилие, в ходу были убийства мирных граждан, внесудебные расправы и пытки.
Франц Фанон примыкает к освободительному движению и вскоре становится его главным идеологом, возглавив газету «Воин», издававшуюся за пределами Алжира, в Тунисе. Свои взгляды он излагает в статьях и книгах, оказавших немалое влияние на многих левых философов и революционеров середины 20 века. К одной из его книг, «Проклятьем заклейменные», пишет предисловие Жан Поль Сартр, в свое время отказавшийся от Нобелевской премии из за своих коммунистических убеждений. Идеями Фанона вдохновлялись пламенный революционер Че Гевара и непримиримые борцы с расовой дискриминацией Черные пантеры, и еще немало сторонников радикальных преобразований общества в Бразилии, ЮАР и Иране.
Будучи послом правительства Алжира в изгнании, Франц Фанон много путешествует по Африке и Азии, пишет статьи, читает лекции офицерам Армии освобождения Алжира. Эта активная деятельность вскоре была прервана болезнью, у Фанона была обнаружена лейкемия. Он лечится в Советском Союзе, успевает съездить в Рим к Сартру и умирает в Америке в 1961 году.
Этика насилия
Все свое недюжинное мастерство публициста, эрудицию психиатра и природную тягу к справедливости, Фанон направляет на оправдание насилия, как единственно возможного инструмента достижения этой самой справедливости. Насилие, по мнению Фанона, и не нуждается ни в каких оправданиях именно ввиду своей необходимости в борьбе с колонизаторами. Его основной лозунг широко известен: «Кто был ничем, тот станет всем». Но, как пишет Фанон, «если те, «кто был ничем», должны стать «всем», это может произойти лишь после кровопролитной и решающей схватки». И продолжает: «Покорение вершины может состояться лишь в том случае, если для изменения социальной структуры мы не погнушаемся ничем, включая, разумеется, насилие».
Никакие компромиссы при таком подходе просто недопустимы: « Примирение невозможно по определению: имеются два противоположных элемента, и один из них лишний». Будучи истовым марксистом, Фанон добавляет к классическому классовому разделению, разделение по принципу «местный — чужой»: «Иноземец, прибывавший в колонию из другой страны, устанавливал свои правила, прибегая к помощи огнестрельного оружия и машин. Несмотря на успешное переселение и присвоение собственности, колонизатор по-прежнему остается иностранцем».
Для Фанона не имеет значения, плох или хорош конкретный человек, важно — откуда он сам родом и как зарабатывает себе на жизнь. Собственно, сами понятия «хорошо» и «плохо» приобретают в этом контексте простой смысл: «Критерий для определения того, что «хорошо», несказанно прост: для нас хорошо то, что плохо для «них»». Это и есть революционная этика, в основе которой — классовая справедливость.
В сегодняшнем глобальном мире вопросы, которые задавал полвека назад яркий мыслитель, борец за свободу, философ и психолог Франц Фанон, по-прежнему остаются актуальными и будоражат умы. Где граница, не переходимая под любыми знаменами, или за некоторые идеи не жаль ни свою жизнь отдать, ни чужую загубить? Существуют ли безусловные, то есть независящие от условий, ценности? Или, может быть, их нет, а каждое время и ситуация диктуют свои правила по которым человек стремится к тому, что считает справедливым?
Очевидно, и на Антильских островах, родине Франца Фанона, и в Европе, где он получал образование, и в Африке, борьбе за освобождение которой он посвятил свою недолгую жизнь, повсюду люди хотят быть свободными, и жить в мире друг с другом и с соседями. Это так просто понять, но этого, порой, так трудно достичь.
категория: Бизнес, психология и прочее, Статьи; ключслова: журналистика;
27 октября 2014
Поддержать автора:
Карта VISA Альфа-Банка - 5486 7324 3716 4213
Яндек-Деньги - 410011930188354